Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

Мария Ахапкина, победитель конкурса «Педагог года Подмосковья-2014»: Мой принцип – не стоять на месте

Она превратила изучение иностранного языка в увлекательный квест и не собирается останавливаться на достигнутом.

В гимназии «Пущино» принято растить лидеров, тех, кто идет вперед и не боится себя искать в разных направлениях Фото: из личного архива М.Е. Ахапкиной

О своей победе и планах на будущее педагог года Подмосковья-2014, преподаватель английского языка гимназии «Пущино» Мария Ахапкина рассказала нашей газете.

УЧИТЬ ИГРАЮЧИ
– Мария Евгеньевна, какую программу вы представили на конкурсе и почему она имела такой успех?
– Два года назад я разработала методику уроков-квестов. Мне показалось, что ребята уделяют очень много времени компьютерным играм, и как-то захотелось направить этот сильный интерес на получение знаний. А поскольку я сама поклонник квестов, то решила привнести его элементы в учебу. У нас прошло уже несколько квестов: для одаренных детей, интегрированный квест (когда мы соединяли разные дисциплины), дифференцированный (когда каждый ребенок может проявить себя в заданиях разных типов сложности). Вся соль нововведения в том, что мы выходим за рамки одного кабинета, путешествуем по школе. Этот «выход» из одной аудитории, к которой ребята привыкают, позволяет закрепить материал, но делать это в такой форме, что ребята и не подозревают, не догадываются, что решают задания из учебника. 
А чем отличилось мое выступление на конкурсе? По отзывам коллег, неплохо прошел мастер-класс. На мой взгляд, школа – это не только то место, где дети получают знания. Это целое образовательное пространство. Поэтому я занялась театром и кино  и привношу эти элементы в свою деятельность. На мастер-классе я провела несколько театральных разминок, поучила учителей сценической речи, показала варианты клипов, которые мы снимаем с ребятами на английские песни.
– Вам теперь предстоит участие во Всероссийском конкурсе «Учитель года». Программу будете такую же представлять?
– Конечно, нет. У меня впереди еще целый год, я уже ознакомилась с положением, и в следующем году все там будет немного по-другому. Но чем сложнее, тем интересней, надо постоянно развиваться. Во-первых, расширить свою работу в интернете: добавить новые разработки на свои сайты, освоить новый вид урока с применением технологий компьютерных игр. Только это будут не квесты, а РПГ-стратегии. Но пока это все в стадии разработки. Еще мы с ребятами хотим создать лингвистическую базу  на основе тех исследовательских проектных работ, которые готовим к ежегодной городской конференции «Исследуем мир с английским языком», – по сленгу, по переводам фильмов проследить, правильно ли в нашей стране их переводят, посмотреть, как это делают в других странах. А затем создать видеопортал, где будем размещать доклады по этим темам.

ВО ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН
– Как вы оцениваете перемены, которые происходят сейчас в учительском сообществе?
– Мы, учителя, иногда бываем сильно загружены, и какие-то нововведения воспринимаются «в штыки» не потому, что учительство в целом не хочет развиваться, а потому, что иногда как-то некорректно доносится до нас информация. Поработав в конкурсном режиме, разобравшись как следует с федеральными стандартами, съездив на курсы повышения квалификации, я поняла, что в общем наше образование идет по верному пути. Единственное, чего бы мне хотелось, чтобы наши законодатели больше вопросов задавали учителям-практикам  перед тем, как принимать какие-то законы окончательно. Мы видим эту систему изнутри, и иногда не хватает понимания некоторых ситуаций. Например, закон принимается для большого города, а в маленьком другая обстановка, и какие-то пункты  не очень подходят.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
– Вам уже довелось сделать вывод, насколько отличаются друг от друга поколения учеников?
– У меня, возможно, странная позиция. Я считаю, что поколения не отличаются друг от друга. Даже философы говорят, что человечество с веками не мудреет.  Еще Сократ сетовал на современную ему молодежь, говоря, что они ленивы и непочтительны. Конечно, меняется обстановка, расширяется доступ к информации в интернете, развиваются технологии. Да, современные дети меньше читают, возможно, вокруг них больше развлечений, некоторым не хватает воображения, потому что дети имеют дело с готовыми «продуктами». Не хватает желания читать длинные серьезные тексты. Но с другой стороны, я не согласна с рассуждениями о том, что нынешнее поколение чего-то не знает и узнать не стремится. Считаю, что все это зависит от учителей, от окружения. Если вы хотите воспитать честных и порядочных людей,  если вы вкладываетесь в них, то результат будет.
– В гимназии «Пущино» прошел последний звонок, началась череда экзаменов. Как вы считаете, насколько выпускники этого года будут конкурентоспособны при поступлении в вузы?
– Конечно, все выпуски разные, но вот нынешний, 2014 года, в большей части творческий. Уходит «костяк» наших театралов, и это всегда для нас большая потеря. И это ребята уникальные, они точно будут конкурентоспособны не только при поступлении, но и на рынке труда, это ребята-труженики. Вообще у нас в школе принято растить лидеров, растить тех, кто не стоит на месте, кто идет вперед  и не боится себя искать в разных направлениях. Могу сказать, что наши ученики готовы трудиться и учиться на ура. Подтверждают это и выпускники прошлых лет. Когда мы встречаемся, они говорят: «Гимназия научила меня очень важной вещи. Она научила меня работать».

№ 98 от
Наталья Упорова enp@oblnews.ru