Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

Задача образования – дать человеку знания о себе самом

Михаил Лермонтов

Потомки знаменитого поэта составили поколенную роспись рода Лермонтовых
 В нынешнем году просвещенная общественность отмечает 200-летие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Фестиваль «Литература и кино», завершившийся на днях в городе Гатчина, половину внеконкурсных фильмов посвятил экранизациям произведений поэта. Решив сделать подарок зрителям и участникам фестиваля, организаторы пригласили на кинофорум правнучатого племянника Лермонтова – его полного тезку Михаила Юрьевича Лермонтова – директора Национального Лермонтовского центра в Середникове, расположенного в Солнечногорском районе. Наш корреспондент расспросил Михаила Юрьевича о том, как ему удалось собрать сведения о двухстах потомках поэта, что делается сегодня в усадьбе и как директор «отбивается» от жалоб, поступающих от арендаторов.
 

РОДОСЛОВНУЮ СОСТАВЛЯЛИ ПО КАПЕЛЬКЕ
– Михаил Юрьевич, именно вы собрали однажды многочисленное потомство знаменитого пращура. Как решились на столь кропотливую, требующую времени работу?
– Это было давно, в 1991 году. И подтолкнула меня на этот шаг, я бы сказал, родовая пассионарность. К тому же я был не один, мне очень помогал Игорь Васильевич Воронцов, тоже потомок рода Лермонтовых. Его энергия, энтузиазм и коммуникабельность пришлись кстати в этом деле. Я в те годы работал в замкнутой системе атомной энергетики, которая не давала возможности никуда выехать. Игорь Васильевич мог себе это позволить. Так что соратник у меня был удивительный. Кто не знает, именно Игорь Воронцов впервые издал в России книгу, которая называется «Поколенная роспись рода Лермонтовых». И каждый представитель этого рода наделен в книге всеми жизненными параметрами – где служил, какие награды имел, где проживал и так далее. Такое описание для нас, потомков Лермонтова, стало чудом, как и лермонтовская энциклопедия 1974 года выпуска. Но в той энциклопедии оставалось много свободных клеточек, обозначающих, что эти потомки Лермонтовых живут за рубежом, и нам о них ничего неизвестно.
Исследования Игоря Васильевича привели к тому, что многие ныне живущие потомки поэта стали помогать с недостающими фактами, и таким образом, число известных нам Лермонтовых увеличилось втрое. Родословную, замечу, составляли по капельке, то есть в нее вносились лишь те, в ком присутствовала хоть капля крови Лермонтовых – независимо от фамилии. Поиски привели нас к первой волне миграции предков, которые расселились по всему миру – в Бразилии, США, Шотландии, Югославии, Франции – везде. Всех, кого удалось отыскать, мы пригласили в 1991 году в Россию.
– Собирались в усадьбе «Середниково»?
– Тогда еще нет. Увидевшись, испытали ни с чем не сравнимое чувство. Каждый из нас, казалось, получил новую идентичность. То есть до сего дня каждый из нас жил в одном измерении, а тут вдруг осознал, что принадлежит к некому сообществу людей, да не просто сообществу – а родовому, кровному. И не просто кровному, а такому, в котором и великий Лермонтов, и великий шотландский поэт Томас Лермонт или  Томас Рифмач… И это осознание, познание себя самого  было полным для нас открытием – невероятным еще и в смысле истории каждого из членов большого рода, в судьбах которых происходили фантастические события. Например, троюродный брат Михаи­ла Юрьевича воевал среди югославских партизан, в то время как другой – в русской освободительной армии. Моего деда и его родного брата жизнь развела по разные стороны баррикад: один остался в России, другой с Ахтырским гусарским полком уехал в Югославию. Их потомки познакомились лишь в 1991 году на нашей общей встрече.
Было приятно узнать, что большой клан Лермонтовых живет в Новой Зеландии, Британии и Австралии. Что в Австралии есть даже город Лермонт, такое название носят озеро и улица. Есть и национальный герой с таким именем.
– Сколько человек приехало на встречу в Россию в первый раз?
– Нам удалось отыскать около 220 потомков, но на первую встречу собралось около 40 – собрать всех невозможно ни при каких условиях.

СТОЛЫПИН – БРАТ ЛЕРМОНТОВА
– Михаил Юрьевич, наверное, не просто так именно вы оказались зачинщиком восстановления родового гнезда в Середникове, где теперь и живете. Во-первых, вы единственный из всего потомства Лермонтовых являетесь его полным тезкой. Во-вторых, именно вам судьба доверила собрать воедино потомков большой родословной. Так что вполне естественно, что усадьба, ее жизнедеятельность сегодня во многом зависят от ваших действий.
– Усадьба «Середниково» – это отдельная, невероятная история. Поначалу мы вообще не понимали, как можно взяться за это, казалось бы, безнадежное дело. Представьте: в здании усадьбы – туберкулезный санаторий, причем больные – с открытой формой. Впервые мы приехали туда в 1991 году и сразу уехали. Но странное дело – после того визита возникла некая родовая ответственность, понимание того, что этому месту должна быть возвращена прежняя усадебная жизнь.
Середниково оказалось одной из немногих усадеб, которая сохранилась во всей  своей инфраструктуре. Именно здесь юный Лермонтов не только провел четыре лета, но и написал в 15 лет свое знаменитое стихотворение «Пророчество». Больше скажу, в этой усадьбе провел детские годы Петр Аркадьевич Столыпин – троюродный брат Михаила Юрьевича, что известно далеко не всем. Именно это место выбирает Ленин между Горками и Середниково и живет здесь какое-то время, прежде чем останавливает свой выбор на Горках, ныне Ленинских. И именно сюда в годы Великой Отечественной войны перемещается детский оздоровительный лагерь «Артек», а известный писатель Солженицын, проживая недалеко от имения на даче, скажет, что никогда в России подобных дворянских гнезд уже не будет. Собрав воедино всю информацию, я вдруг подумал – а слабо тебе  взяться за восстановление родового гнезда, вернуть ту реальность, то пространство, которое соответствует твоим ценностным ориентирам.

БОРЬБА ИНТЕРЕСОВ И ЦЕННОСТЕЙ

– Судя по всему, вы – человек отчаянный.
– В дело я ввязался действительно сложное. Много лет мы только занимались переселением санатория (он принадлежал Министерству здравоохранения Московской области). Тогда, в конце 1980-х годов, еще был Советский Союз, была программа наследия, и союзное Министерство культуры обещало профинансировать все работы. Тогда все решалось значительно проще. Но наступил 1992 год, и все рухнуло. А мы к тому времени подписались под всеми обязательствами, взяв на себя ответственность за усадьбу.
Потом наступил длительный период, когда денег не было, а ответственность оставалась. Нужно было искать где-то средства, инвесторов, но инвесторы – это всегда чьи-то интересы, а для нас усадьба – это ценность. И вот эта борьба между интересом и ценностями до сих пор продолжается. Правда, это цивилизованная борьба, и деньги на ценности находятся в том случае, если решается вопрос интересов.

ОТ НАУКИ ДО ЛИТЕРАТУРЫ
– Говорят, чтобы решить все здешние проблемы по восстановлению усадьбы, вы вынуждены были сюда переехать жить…
– Договор аренды на право владения усадебной территорией мы заключили еще в 1995 году. Я думал, что смогу управлять восстановлением усадьбы дистанционно. Но это была иллюзия. И в 1998 году мы с семьей переехали из Электростали, где я жил и работал, в Середниково.
– Чем, если не секрет, занимались раньше?
– Я работал в сфере атомной энергетики. Моя последняя должность – директор по финансовому управлению и развитию крупнейшего в мире завода по производству ядерного топлива, расположенного в Электростали. Занимался там материаловедением, кандидатскую диссертацию защитил в той же области. Но 1991 год, реформы привели к тому, что в моей биографии произошел резкий поворот, и я стал советником министра культуры Российской Федерации, занялся гуманитарными технологиями. И докторскую диссертацию защитил по культурологии.
–  А что вашими стараниями сделано сегодня в усадьбе?
– Практически все центральное «ядро» имения привели в такой вид, в каком оно было в конце XIX – начале XX века. Главный дом отреставрирован и принимает до 30 тысяч экскурсий в год! Причем все это уже самоокупаемое. Поскольку мы ко всему прочему проводим в усадьбе, в окружающем ее парке, свадебные церемонии, у нас снимается много фильмов, таких, например, как «Бедная Настя», из последних – «Закрытая школа». Дети, как только узнали, что фильм снимается в Середникове, зачастили сюда с экскурсиями.
– Под чьим патронатом находится сегодня имение?
– Под нашим. Мы взяли усадьбу в аренду на 49 лет, заключив договор с правительством Московской области.

СПОРНЫЕ КОНЮШНИ
– В правительство, коль заговорили об этом, поступила жалоба по поводу того, что вы выгоняете лошадей из приусадебных конюшен, в которых они находились всегда.
– На нас написаны жалобы не только в правительство и губернатору, но и во многие другие инстанции. Известно, что лучшая защита – это нападение. Все последние годы мы пытались уговорить хозяйку конюшни Наталью Барановскую не нарушать экологию края, соблюдать санитарный режим, но она на наши увещевания не реагирует. Дело в том, что три весны подряд навоз, который хранится в конюшнях ненадлежащим образом, стекает в усадебный пейзажный парк, в пруд, и рыба в водоеме перестала водиться.
В этом году, когда истекает срок договора с Барановской, мы решили принять решительные меры. Пригласили Госадмтехнадзор, санитарную инспекцию, и те подтвердили, что экологические нормы не соблюдаются. Но поскольку хозяйке конюшни оставлять «насиженное» место не хочется (лошадям здесь привычно и удобно), она, вместо того чтобы выполнить то, что положено сделать, строчит жалобы.
– А как вообще здесь появились конюшни?
– Они принадлежали когда-то туберкулезному санаторию, который лечил больных кумысом. Табун тогда состоял из 300 лошадей. Но постепенно руководство санатория решило от этого отказаться и стало делать кумыс из коровьего молока.
Но конюшни остались, а в них около 50 лошадей. Цель жалоб Барановской – привлечь внимание общественности к тому, что лошадей, по ее мнению, некуда девать, если мы откажем им в постое. Да дело в том, что проблем с лошадьми нет, есть проблема с хозяйкой, которая не хочет выполнять элементарных требований по содержанию животных. Слава богу, среди ее же арендаторов оказались ребята, которые попросили нас подождать два месяца, пообещав, что за это время приведут все в порядок. Мы пошли им навстречу.

ФАКТ
Фамилия Лермонтовых восходит к XI веку. Представитель этого рода, Юрий Андреевич Лермант (Георг Лермонт), выехал из Шкотской земли в Польшу и входил в состав гарнизона Белой, осажденной московскими войсками в 1613 году. Около 60 шотландцев и ирландцев перешли на сторону русских войск, в их числе был и Георг Лермонт. В 1619 году, будучи поручиком в роте выехавших вместе с ним иноземцев, верстан поместьями в Галиче. В 1633 году отправился в Москву. Потомки Юрия Андреевича писались Лермантовы, многие служили российскому престолу стольниками, воеводами и в иных чинах и «жалованы были от Государей поместьями».

КСТАТИ
Губернатор Московской области Андрей Воробьев предложил провести в октябре 2014 года празднование 200-летия Михаила Лермонтова на территории самой усадьбы «Середниково», исторически связанной с именем великого русского поэта, а также с жизнью и деятельностью выдающегося государственного деятеля Петра Столыпина. Андрей Воробьев предложил возглавить подготовку к юбилею поэта его потомку и тезке, нынешнему директору Национального Лермонтовского центра  Михаилу Лермонтову.

ФИЛЬМЫ, СНИМАВШИЕСЯ В УСАДЬБЕ
«Гоголь. Ближайший» (Наталья Бондарчук)
«Адмиралъ» (Андрей Кравчук)
«В гостях у сказки» (Григорий Константинопольский)
«Глянец» (Андрей Кончаловский)
«Слуга государев» (Олег Рясков)
«Записки экспедитора тайной канцелярии» (Олег Рясков)
«Темный инстинкт» (Михаил Туманишвили)
«И все-таки я люблю...» (Сергей Гинзбург)
 «Дело о мертвых душах» (Павел Лунгин)
Сериал «Бедная Настя» (Гарри Боуэн, Петр Штейн, Алла Плоткина, Петр Кротенко и др.)
 «Черный монах» (Иван Дыховичный)
 «Лермонтов» (Николай Бурляев)
«Жизнь и смерть Петра Аркадьевича Столыпина» (Вячеслав Хотулев)
Мистический телесериал «Закрытая школа» (Олег Асадулин, Константин Статский, Андрей Записов и др.

№ 88 от
Наталья Анохина enp@oblnews.ru