Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

На станции Можайск – пассажир не в почете

Скоростные электрички туалетов не заменят

Низкая, находящаяся практически на уровне тротуара платформа примыкает непосредственно к зданию вокзала Фото: Елена Яковлева

Еще в XIV веке Можайск был западной границей Московского княжества. Именно отсюда пошло крылатое выражение «загнать за Можай». Сегодня это крупный железнодорожный узел, через который проходит множество поездов. Но, как показал рейд наших корреспондентов, транспортная доступность Можайска сочетается с полным отсутствием элементарной заботы о пассажирах.
 

ДОРОГА НА ЗАПАД
Путь до Можайска не самый близкий и достаточно утомительный: как-никак 110 километров на запад от столицы. Если добираться электричкой с Белорусского вокзала, потребуется около двух часов. Дорога от Москвы-Каланчевской займет на пятнадцать минут дольше. За это время билеты у пассажиров проверяют несколько раз. Контролеры в бордовой униформе и охранники ЧОП в черном курсируют по составу до самого Можайска, не давая «зайцам» засиживаться. А вагонную скуку «скрашивают» воспитательные беседы с зазевавшимися безбилетниками:
–  Что, на айфон деньги есть, а на проезд не хватает?
Законопослушные пассажиры тем временем ерзают на жестких сиденьях и мечтают, наконец, размять косточки. Как раз такую возможность предоставляет каждому прибывшему пешеходный мост-виадук, связывающий высокую «островную» платформу станции Можайск с раскинувшимся по обеим сторонам от железной дороги городом.
Вторая платформа, низкая, находящаяся практически на уровне тротуара, примыкает непосредственно к зданию вокзала. Днем на ней можно заметить неторопливо бредущих из школы младшеклассников, а вечером и ночью здесь останавливаются поезда дальнего следования, идущие до Смоленска и Бреста. И это обстоятельство заведомо повышает статус станции, превращая ее, по сути, из пригородной в междугородную. Кстати, чисто внешне вокзальное здание такому званию  вполне соответствует: солидное, двухэтажное, с пристройками и флигелями оно производит впечатление основательности и добротности. Хотя, облупившийся местами фасад, конечно, неплохо было бы подкрасить.


НЕ ДО СТРИЖКИ, ПОКУШАТЬ БЫ
Однако прежде чем давать оценки, ознакомимся со станционной инфраструктурой. Пригородная платформа – ничем не примечательна: ручная касса по продаже билетов, газетный киоск, несколько скамеек, урны. Турникетов нет, автоматических билетных касс тоже. Пешеходный мост-виадук, как и большинство подобных сооружений, довольно высокий, и у пожилых людей энтузиазма не вызывает. Построили его, по словам старожилов, в конце 1950-х, когда был электрифицирован участок железной дороги от Москвы до Можайска. А до 1958-го электрички в Можайск не ходили.
В здание вокзала можно войти прямо с прилегающей к нему низкой платформы. В зале ожидания ровные ряды кресел для пассажиров, тут же – дверь, ведущая в линейное отделение полиции. На стенах пейзажи и расписание движения поездов. А вот народу посреди буднего дня буквально раз-два и обчелся. Впрочем, максимум что можно сделать в зале ожидания, – это укрыться от непогоды или воспользоваться банкоматом. Окошки пригородных касс плотно «задраены» изнутри, автоматических нет и в помине. Похоже, купить билеты на электричку можно лишь на «островной» платформе, к которой, собственно, и прибывают пригородные поезда. Несколько оптимистичнее выглядит касса продажи билетов на поезда дальнего сообщения.
 –  Где тут можно покушать? – в ответ на, казалось бы, обычный вопрос, пожилой житель Можайска, остановившийся передохнуть на пешеходном мосту, надолго задумывается. – На этой стороне, пожалуй, только в железнодорожной столовой, но до нее еще надо дойти. На самом вокзале буфета нет, а ведь когда-то был даже ресторан, и очень даже неплохой, многие в него ходили. – А тут, – пенсионер показывает на ближайший из двух вокзальных флигелей, – раньше работала парикмахерская, а потом магазин.
Вопрос о вокзальном туалете и вовсе застает собеседника врасплох: –  Был когда-то, но очень давно. Правда, когда рядом с вокзалом торговый комплекс строили, соорудили «скворечник» для работяг. До сих пор стоит, но я бы не советовал туда ходить.

НЕУХОЖЕННОЕ «ЛИЦО»

Как и большинство подмосковных городов, Можайск делится железной дорогой на две части. А потому надо еще подумать, какую территорию называть привокзальной площадью. Если ту, что прилегает к зданию можайского вокзала, то она, увы, крайне непрезентабельна, если не сказать запущена, и представляет собой изрядно замусоренную стоянку для машин с сиротливо примостившимся сбоку газетным киоском.
С одного края площадь обрамляют невзрачные двухэтажные дома барачного типа, с другого – пестрый торговый комплекс под вывеской «Кубик Рубик», режущий глаз на общем унылом фоне. Кроме того, обойдя здание вокзала, в дальнем его флигеле можно обнаружить отделение «Почты России» и дверь с табличкой «Совет ветеранов станции Можайск» (в день нашего посещения, к сожалению, закрытую). Между прочим, помещения для ветеранов-железнодорожников можно увидеть далеко не на каждом подмосковном вокзале. Однако Можайск в этом смысле особенный, поскольку здешняя городская инфраструктура во многом «вышла» из железнодорожной. Если прогуляться вдоль ж/д линии вверх от вокзала, и сегодня можно заметить действующую железнодорожную амбулаторию, в то время как бывшая железнодорожная школа стала гимназией № 4.
А теперь совершим «экскурсию» по привокзальной площади с другой стороны железнодорожного моста, где благ цивилизации, конечно, поболее, однако все они весьма относительные. Несколько магазинчиков, кафе с четырьмя столиками, в котором можно перекусить на скорую руку сосисками и бутербродами. Рядом с автовокзалом торгуют пирожками с лотка, неподалеку сладко спят среди хлама бездомные собаки. Зато чуть поодаль есть туалет. Три синие пластиковые кабинки, рядом – подпираемый шваброй и веником – киоск кассы. На стекле объявление: «Режим работы туалетов с 8 до 19.00. Стоимость 15 рублей». Добавим, что от железнодорожного вокзала до этого санитарного объекта бежать и бежать, за 5 и даже за 10 минут до электрички – точно не управишься.
Обратной дорогой, уже в поезде, обмениваемся впечатлениями с соседкой по вагону Натальей Егоровной. Она хоть и не жительница Можайска, но бывает в этом городе довольно часто.
–  Что вы, сейчас пристанционная территория выглядит более-менее прилично. А еще лет десять назад с той стороны, где автовокзал, процветала уличная торговля со всеми вытекающими последствиями. Поделилась воспоминаниями женщина. – Кажется, в этих вещевых рядах был все-таки туалет, но довольно плохой, хотя и платный. А на вокзале, между прочим, помнится, работал буфет, но с тех пор его закрыли, за невыгодностью, наверное. А вообще, вокзал и привокзальная площадь – это лицо города, а за лицом нужно ухаживать.

МЕЖДУ МОСКВОЙ И ВЯЗЬМОЙ
Расположенный на западе Московской области Можайск известен с 1231 года, а с 2012-го – носит гордое звание города Воинской Славы. За свою долгую историю Можайск не раз вставал на пути у иноземных захватчиков, всего в 11 км от него в сентябре 1812 года произошло знаменитое Бородинское сражение. Здешняя железнодорожная станция открыта в 1870-м, а нынешний железнодорожный вокзал построен в начале XX века и сохранил свой исторический облик. А это было непросто, потому что в годы Великой Отечественной войны станцию сильно бомбили немцы. Не избежал Можайск и оккупации: 18 октября 1941-го город был захвачен гитлеровцами, а уже 20 января 1942-го освобожден Красной Армией.
Последний капитальный ремонт можайский вокзал пережил в 2006 году. Украшенный лепным декором фасад заново оштукатурили и выкрасили в цвета Белорусского направления: белой краской в сочетании с оттенками зеленого, с контрастными красными полосами по периметру. В духе лучших традиций деревянные окна заменили на пластиковые, установили новые двери. Облагородили зал ожидания, отделав стены керамогранитной плиткой, реконструировали служебные помещения, предусмотрев, по сообщению сайта РЖД, для персонала вокзала специальную комнату для отдыха и приема пищи, а также санузел. Добавим: предусмотреть при этом что-либо подобное для пассажиров – традиционно запамятовали. Тогда же привели в порядок привокзальную площадь, но с тех пор асфальтовое покрытие успело сильно поизноситься и даже местами потрескаться.
Согласно статистике можайский вокзал ежегодно отправляет около 473 тыс. пассажиров в пригородном сообщении и более 47 тыс. пассажиров в дальнем сообщении. Электропоезда на Москву от станции Можайск следуют примерно раз в час. Большинство из них проходящие: из Бородина и Гагарина. С 2012 года курсируют также скоростные РЭКСы, делающие между Можайском и столицей всего 8 остановок, сокращая тем самым время в пути до 90 минут. Стоимость проезда от Москвы до Можайска на обычном электропоезде – 210 рублей, на скоростном – 225, что, согласитесь, ненамного дороже.
 Кроме того, несколько раз в день из Можайска отправляются поезда до Вязьмы, куда еще недавно ходили прямые электрички из Москвы. Сегодня же в Вязьму можно добраться только с пересадкой в Можайске либо на поезде дальнего следования.

СГУБИЛА ЛОШАДЬ

Как почти у всех подмосковных пригородных направлений, у можайского участка Московской железной дороги есть своя печальная страница, не связанная с войной. Неподалеку от Можайска, возле деревни Дровнино, произошла едва ли не самая крупная катастрофа в истории Российских железных дорог. Именно здесь, столкнувшись с лошадью, 6 августа 1952 года сошел с рельсов поезд № 751, следовавший из Омска через Москву на запад. Его пассажирами были призывники и сопровождавшие их офицеры, направлявшиеся к месту службы. В результате крушения погибло более 100 человек, еще около 250 ранено, были разбиты десятки вагонов и на  полдня перекрыто движение поездов по магистрали Минск – Москва.
Разумеется, эту трагедию в те годы постарались засекретить. Всех погибших похоронили на ближайшем кладбище. Долгое время могилы жертв катастрофы были в запустении. В 2012 году ОАО «РЖД» благоустроило это братское захоронение, установив новые надгробия.

Шкала комфорта

Традиционно наши корреспонденты оценили инфраструктуру станции Можайск и привокзальной территории по пятибалльной системе.

Зона прибытия и отправления
Переходный переход – 3
Платформы –  3
Турникеты – отсутствуют
Электронные табло, расписание –  4
Кассы –  3
Вокзал
Внешний вид – 4
Вход – 4

Зал ожидания
Места для сидения пассажиров – 5
Освещенность – 5
Отопление –  5
Кассы – 2
Буфет – отсутствует
Туалет – отсутствует
Банкомат – 5
Привокзальная площадь
Территория – 2
Общественное питание  – 2
Туалеты –  2

№ 73 от
Елена Яковлева enp@oblnews.ru