Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

На станции Пушкино отдохнуть негде

Здание вокзала осталось в стороне от пассажиров

Привокзальная площадь превратилась в торговую Фото: Елена Яковлева

Уровень комфорта железнодорожных вокзалов в Подмосковье – тема всегда актуальная. Мы продолжаем свой рейд по станциям региона, тестируя их на удобство для пассажиров. Наш корреспондент вышел из электрички в городе Пушкино.

ЭЛЕКТРОНИКА, АВТОМАТИКА
Выйдя из электрички на станции Пушкино, вы неизбежно минуете вокзал. И упретесь в турникеты, у которых в часы пик собираются приличные очереди на выход. Впереди – сумрачный подземный переход, где в любое время дня можно видеть пару попрошаек, как правило, одних и тех же. Взобравшись по крутым и скользким в непогоду ступенькам, вы окажетесь на привокзальной площади.
Но мы не будем ходить вокруг да около. Тем более что вокзал – местная достопримечательность.В построенном в конце XIX века здании – небольшой, но весьма уютный зал. Высокие арочные окна еще недавно украшали очень симпатичные ламбрекены, которые сняли по причине очередного ремонта. На стенах – пейзажи. Как и положено, имеются кассы. Причем не только пригородные, но и на поезда дальнего сообщения. При этом кресел для пассажиров не наберется и с десяток: все свободное пространство занято автоматами по продаже билетов.
– Зачем их столько нагромоздили в зале ожидания, непонятно, – вздыхает пенсионерка Елена Петровна. – Пригородных касс хватает и за его пределами, начиная с привокзальной площади.
В итоге как залы ожидания пассажиры сегодня чаще используют павильоны для прохода на платформы, в которых установлены турникеты. Конечно, посидеть там негде, но по крайней мере от непогоды укрыться можно. Билеты на электрички купить не проблема: таким количеством ручных касс и автоматов, как в Пушкино, может похвастать не каждый вокзал. Тем не менее, как и везде, находятся особо спортивные молодые люди, которые «из соображений экономии» предпочитают перелезать через ограждения.
В «плюс» пушкинской станции можно записать и электронные табло, извещающие о прибытии и отправлении пригородных поездов в четырех павильонах и на трех платформах. Все это помогает пассажирам быстро и легко ориентироваться в довольно сложной станционной инфраструктуре.

БЛАГА ЦИВИЛИЗАЦИИ

Из благ цивилизации за чертой турникетов, пожалуй, можно помянуть лишь газетный киоск на третьей платформе. Перекусить в зоне ожидания электричек негде, туалетов тоже нет, так что в случае нужды придется потерпеть до своей станции. А через Пушкино идут электрички в Софрино, Красноармейск, Сергиев Посад, Александров, Балакирево и обратно. Кроме того, от второй платформы каждые полчаса в будни и каждый час в выходные отправляются скоростные поезда на Москву.
Привокзальную площадь из-за большого количества магазинов и палаток логичнее назвать торговой.
– Хорошо, что хоть из подземного переходя торгашей «выкурили»! – в сердцах говорит коренная пушкинская жительница Наталья. – А то бежишь на электричку, а проход узенький, еще и лотками перегорожен.
На привокзальном пятачке расположены и ближайшие туалеты, которыми могут воспользоваться пассажиры. Посещение того, что подальше (за автостанцией), крайне непрезентабельного снаружи и внутри, обойдется в 10 рублей. Визит в тот, что ближе и цивильней (в торговом центре),  в два раза дороже.

История в деталях
 

МАЯКОВСКИЙ И ДРУГИЕ
Железнодорожный вокзал – одно из немногих уцелевших в Пушкино исторических зданий. Его архитектор, кстати, неизвестен даже местным краеведам. Построенный в конце XIX века, он является памятником регионального значения. Недавно здание отремонтировали, оштукатурив и выкрасив в серо-голубые цвета Ярославской железной дороги.
В нынешний городской пейзаж вокзал, по сути, не вписывается. Мало того что стоит на «островке», среди железнодорожных путей, так еще и со всех сторон скрыт от глаз высокими ограждениями. Пассажиры пригородных электричек заглядывают сюда редко, потому что свою изначальную функцию вокзал давно утратил. Значительная часть прибывающих в Пушкино гостей может так и не увидеть ни само здание, ни две мемориальные доски на его стенах. Та, что слева от входа, напоминает о сформированной здесь в октябре 1943-го 43-й бригаде железнодорожных войск, сражавшейся на Волховском и Ленинградском фронтах. Та, что справа, – о Владимире Маяковском, чей путь на дачу в Акулово пролегал через пушкинскую станцию.
Кстати, Маяковский был далеко не единственной знаменитостью, посещавшей эти места. Кто только не бывал здесь – писатели Константин Паустовский и Михаил Булгаков, оперный певец Федор Шаляпин, театральный режиссер Всеволод Мейерхольд – это далеко не весь перечень знаменитостей, чья нога ступала на здешнюю землю.
Стоит рассказать и о водонапорной башне в центре привокзальной площади, с которой на самом деле визуально и начинается Пушкино. Построенная в 1903 году, она когда-то питала водой паровозы. Уже в нынешнем году Пушкинское отделение МОО ВООПИиК планирует провести историко-культурную экспертизу этого объекта и поставить его под охрану. А пока башню следовало бы как минимум подкрасить.

ТРАГЕДИЯ 1977 ГОДА
Трагические события лета 1977 года, связанные с пушкинским вокзалом, известны всему Подмосковью. Однако на здании нет даже памятной таблички о том страшном дне…
В то время железнодорожные платформы пригородного сообщения станции Пушкино соединял пешеходный мост-виадук. Сооруженный, по сведениям местных краеведов, в 1928 году, он ни разу не подвергался капитальному ремонту. И в злополучный день 17 августа 1977 года один из пролетов моста, не выдержав нагрузки, рухнул вниз – на рельсы и провода высокого напряжения. Не обошлось без многочисленных человеческих жертв – достоверных данных о числе погибших и пострадавших в открытом доступе нет и поныне. А мост-виадук вскоре после трагедии заменили подземным переходом (едва ли не первым на Ярославском направлении). Он и по сей день связывает не только железнодорожные платформы, но и две части Пушкино: восточную и западную.

№ 52 от
Елена Яковлева enp@oblnews.ru