Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

Председатель Контрольно-счетной палаты Московской области Татьяна Крикунова: Бюджет – имя нарицательное

Главные инспекторы Инспекции № 4 КСП Фото предоставлено пресс-службой КСП Московской области

Менее двух месяцев назад, 13 февраля, на должность председателя Контрольно-счетной палаты Московской области была назначена Татьяна Крикунова. Ранее она много лет проработала в областном Министерстве финансов, в том числе его главой. Кандидатуру предложил губернатор Андрей Воробьев. Депутаты Мособл-думы поддержали это решение подавляющим большинством голосов. В беседе с нашим корреспондентом Татьяна Крикунова рассказала о своих первых шагах на новом посту, специфике финансового контроля.

– Татьяна Михайловна, теперь вы по долгу службы будете проверять своих недавних коллег из министерств и ведомств Московской области. Это обстоятельство усложняет решение задач?
– Должность председателя КСП обязывает особо относиться к решению задач внешнего государственного финансового контроля. В этой работе нет и не может быть «дружеских отношений». Ко всем надо относиться справедливо и в соответствии с законом. Если нарушений нет – не надо их выискивать. Если нарушения выявлены – они должны быть взяты на учет до их полного устранения или принятия по ним соответствующих мер. На «льготные» проверки не может рассчитывать никто.
– Вы руководите Контрольно-счетной палатой менее двух месяцев. Успели разобраться в специфике ее деятельности, принять какие-то кардинальные решения?
– Специфика деятельности КСП и раньше не была для меня тайной за семью печатями. А вот кардинальные решения – они должны быть тщательно подготовлены. Такие решения, несомненно, будут приняты, и в первую очередь для того, чтобы привести направления деятельности КСП в соответствие с реалиями сегодняшнего дня, с задачами, которые поставил губернатор Московской области в своем ежегодном обращении к жителям региона, и, разумеется, новым бюджетным законодательством. Детально все это необходимо отразить во внутренних документах, а это работа серьезная и кропотливая. Чем, собственно, мы уже и занимаемся.
– В обращении губернатора «Наше Подмосковье. Идеология лидерства» Андрей Юрьевич подчеркнул, что стратегия лидерства требует регулярной и честной оценки своей работы. Сказано как будто бы специально о финансовом контроле...
– Вы недалеки от истины. Понимание процессов эффективного расходования бюджетных средств, выявление в этих процессах «узких» мест – в определенном смысле это основа работы, которая способна привести к лидерству. Понятно, что роль органа внешнего государственного финансового контроля в достижении высоких результатов если не определяющая, то весьма важная. Конечный результат использования средств бюджета области в идеале подразумевает высокое качество услуг или товаров при оптимальном использовании средств. Поэтому анализ и оценка этого результата позволяют определить: так ли он высок, как хотелось.
– Если не секрет, назовите, пожалуйста, основные объекты государственного финансового контроля в Московской области, которые будут проверены в этом году.
– Секрета никакого нет. План работы Контрольно-счетной палаты на 2014 год размещен на нашем официальном сайте. Если говорить о мероприятиях, которые напрямую соответствуют задачам, поставленным губернатором Подмосковья, то в первую очередь надо назвать совместную со Счетной палатой Российской Федерации проверку целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на строительство, капремонт и реконструкцию автомобильных дорог и дорожных сооружений в Московской области. Это контрольное мероприятие проводится в Министерстве транспорта, Главном управлении дорожного хозяйства области и Государственном учреждении «Мосавтодор».
В апреле мы завершаем проверку законности и результативности использования средств бюджета Московской области, выделенных в связи с оказанием мер социальной поддержки по проезду отдельных категорий граждан и на организацию транспортного обслуживания населения.
Идет проверка использования средств бюджета Подмосковья, выделенных Министерству здравоохранения на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан. В июне начнем другую масштабную проверку, которая коснется Минздрава и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области. Проверяем обеспечение деятельности учреждений и подразделений «Скорой медицинской помощи» муниципальной системы здравоохранения.
В мае начнем проверку использования средств областного и местных бюджетов муниципальных образований Подмосковья, направленных на жилищно-коммунальное хозяйство. Будем проверять, разумеется, Министерство ЖКХ.
Не оставим без внимания и вопросы законности и результативности использования средств бюджета области, выделенных муниципальным образованиям на развитие материально-технической базы образовательных учреждений, системы дошкольного образования. В этой сфере будут проведены два контрольных мероприятия.
Все эти контрольные мероприятия можно отнести к основным. Хотя, если по сути, «неосновных» мероприятий у нас нет.
– А что больше всего радует государственного финансового контролера во время проверки: выявленные суммы нецелевых расходов, объем нарушений, установленных в ходе контрольного мероприятия, или что-то другое?
– Вы, возможно, удивитесь, но идеальный для нас случай – это когда на объекте проверки нарушения расходования бюджетных средств попросту отсутствуют. К сожалению, такие факты встречаются крайне редко… Но дело здесь далеко не в корысти «коварных» чиновников, как некоторые представляют. Среди причин нарушений я бы на первое место поставила невысокую финансовую компетентность и руководителей, и даже некоторых финансовых работников. Следом идет недостаточный уровень ответственности при принятии решений по расходованию средств бюджета. Другими словами, далеко не все руководители приучены, что называется, беречь бюджетные средства. И, наконец, третье. Нацеленность на экономию бюджета должна быть присуща большинству принимаемых решений. Об этом неоднократно говорил Андрей Юрьевич Воробьев. Но все ли благополучно у нас в этой сфере? Вопрос, как вы понимаете, риторический.
– Успели оценить профессиональный потенциал сотрудников КСП? Все ли соответствуют высокому званию государственного финансового контролера? Не грядут ли сокращения?
– Напротив. Принято решение о создании в КСП еще одного направления контрольной деятельности, которое позволит повысить эффективность и увеличить объемы контрольной работы. Что касается общего уровня профессиональной компетентности сотрудников – он достаточно высок. Однако вы знаете, предела для совершенства нет. Именно поэтому в Контрольно-счетной палате организовано фактически постоянное обучение сотрудников в ходе плановых занятий, совещаний, конференций, а также на курсах переподготовки и повышения квалификации, которые за три года окончили более 80% сотрудников.
Мы для себя определили и такую задачу: продолжение практики обучения наших коллег из контрольно-счетных органов муниципальных образований. К примеру,
31 марта у нас состоится обучающий семинар по теме: «Представления и предписания контрольно-счетных органов. Порядок их вынесения и контроль за их исполнением».
– Таким образом, Татьяна Михайловна, вы готовы в полную силу бороться за эффективность и результативность расходования средств бюджета Московской области. Невзирая на лица, чины и должности…
– Именно так. Бюджет – имя нарицательное, поскольку вбирает в себя целый ряд понятий. И каждое из них, образно говоря, – объект внешнего финансового контроля.

№ 43 от
Олег Соловьев enp@oblnews.ru