Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

Когда количество не улучшает качество

Законодатели поддерживают действия по консолидации электросетевых активов

Вопрос эффективного управления деятельностью электрических сетей и в отдельных регионах, и в целом по стране, по сути, постоянно присутствовал в повестке дня с самого начала реформирования российской электроэнергетики. В поисках приемлемой модели страна прошла путь от тотального раздробления электросетей, когда главным лозунгом либералов в высших эшелонах власти было – все отрегулирует рынок, до понимания того, что в целях энергетической безопасности страны и блага потребителей никак нельзя выпускать из рук рычаги управления отраслью как в центре, так и на местах. Именно осознание этого сделало одним из стратегических приоритетов консолидацию электросетевых активов, которая день ото дня набирает силу. Пример тому – Московская область.

ЭНЕРГЕТИКАМ ПРЕДЛОЖЕНО ОБЪЕДИНЯТЬСЯ
Работая в конце 90-х - начале 2000-х годов в Государственной Думе, хорошо помню небывалый накал дискуссий вокруг реформирования российской электроэнергетики, которое проводило РАО «ЕЭС России». Единодушия по этому поводу в парламентском корпусе тогда не было, как, впрочем, и в обществе. Да и сегодня, когда РАО уже прекратило свое существование, не все однозначно оценивают итоги реформы. Хотя, как следует из мнения законодателей, которые представлены в этом материале, в отношении необходимости консолидации распыленных в ходе реформы электросетевых активов они солидарны – такой шаг крайне необходим.
Это подтвердил наш собеседник - член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель от законодательного органа государственной власти Московской области Валерий Аксаков.
- Валерий Евгеньевич, сегодня в Московской области, парламент которой вы возглавляли десять лет, свыше 130 собственников электросетевых активов. Кроме того, много безхозяйных сетей - почти 15 процентов от общего объема. Это, естественно, не лучшим образом отражается на надежности электроснабжения. В марте прошлого года областным руководством и муниципальным сообществом было принято совместное решение о необходимости консолидации таких активов. Эту работу уже активно проводит Открытое акционерное общество «Московская областная энергосетевая компания» («Мособлэнерго»). На ваш взгляд, насколько важна консолидация?
- Вообще проблема с электрообеспечением городов и районов Московской области очень серьезно стояла и прежде, актуальная она и по сей день. Много лет мы занимались этим вопросом. На территории области есть электростанции - Каширская, Шатурская, в Сергиевом Посаде, в Электростали. То есть мощностей достаточно много, и мы не испытывали бы тех проблем, о которых идет речь, если бы была соответствующая инфраструктура. Ведь когда к нам приходит иностранный или отечественный инвестор, он в первую очередь задает вопрос об инженерных сетях – электричество, газ, вода и все остальное. Поэтому я считаю правильным то, что губернатор области принял решение о наведении порядка в электросетевом хозяйстве. Сегодня на этой площадке работает много непонятных людей. А для наведения порядка, я считаю, нужны инвентаризация и внедрение единой тарифной политики. Когда встречаешься с людьми в разных районах Московской области, а я до прихода в Совет Федерации четырнадцать с половиной лет работал в областной Думе, то видишь, как народ страдает от того, что происходит с тарифами. Считаю, что если удастся консолидировать электросетевые активы области, то тогда гораздо проще будет решать и экономические вопросы – имею в виду инвестиции, которые будут приходить в регион. А для этого должно быть понимание и в сообществе глав муниципальных образований, и в депутатском корпусе, и в Общественной палате, и в общественных организациях, особенно связанных с дачно-строительными кооперативами, садоводческими товариществами. Во всех этих областных структурах проблемы, о которых идет речь, хорошо знают. Безусловно, вопросом консолидации электросетей надо заниматься.
- Будучи областным законодателем, возглавляя Думу, ставили этот вопрос, принимали какие-то законы?
- Когда я был председателем областной Думы, мы несколько раз пытались что-то сделать, приглашали специалистов электросетевых компаний, но нам тогда говорили - это частная собственность и ее трогать не надо. Предыдущий губернатор даже обращался к главе государства в связи с проблемой, когда инвестор готов прийти в область, но энергообеспечение оставляет желать лучшего. Собирал нас полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе, энергетики рассказали о своих проектах, в том числе по оптимизации управляющих компаний. Но тогда так ничего и не изменилось.
- Сегодня ситуация меняется - решения о консолидации электросетевых активов приняты как на федеральном, так и на региональном уровне. И это, действительно, очень актуально и своевременно. Например, президент на одном из совещаний по энергетике посетовал на то, что у нас в стране больше трех тысяч собственников электросетей, в то время как в развитых странах их во много раз меньше.
- Так только по причине того, что у нас слишком много собственников, и возникает большинство проблем в этой сфере.

ПЛОДЫ ДЕЗИНТЕГРАЦИИ
В постсоветское время российская электроэнергетика претерпела серьезные потрясения. Некогда представляющая единое целое, она была разделена по видам деятельности, а отдельные сегменты раздроблены на многочисленные структуры с целью создания конкурентной среды и привлечения в отрасль инвестиций. Однако надежды на здоровую конкуренцию и бурный приток инвестиций оправдывались далеко не всегда, о чем красноречиво свидетельствовал постоянный рост тарифов. Негативно отражалось на работе отрасли и ослабление управляемостью электросетевым комплексом.
В 2002 году была зарегистрирована новая структура - Открытое акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», созданная в качестве организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью с целью ее сохранения и развития. Такая формулировка («сохранение и развитие»), можно сказать, была выстрадана самой жизнью, поскольку процесс дезинтеграции продолжал разрушать некогда единый электросетевой комплекс. Плоды пожинаем до сих пор. Если под крылом Федеральной сетевой компании сегодня находится  90 процентов контролируемых ею магистральных линий страны, то 70 процентов распределительных сетей эксплуатируют 14 межрегиональных сетевых компаний, а остальные 30 процентов - почти три тысячи относительно мелких территориальных сетевых организаций (ТСО).
К чему привела такая раздробленность? В утвержденной правительством страны около года назад Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации дана четкая оценка: «Отсутствие необходимых инвестиций в электросетевой комплекс в последние 20 лет привело к значительному физическому и технологическому устареванию электрических сетей. Доля распределительных электрических сетей, выработавших свой нормативный срок, составила 50 процентов; 7 процентов электрических сетей выработало 2 нормативных срока. Общий износ распределительных сетей достигает 70 процентов». Для сравнения - в других крупных стра-
нах износ таких сетей составляет 27 - 44 процента.
По мнению экспертов, многочисленные частные ТСО так и не смогли освоить принципы здоровой конкуренции, ведут себя, как маленькие монополисты на своих территориях, ни юридически, ни экономически не отвечают за свои действия ни перед потребителями, ни перед государством. А поскольку любое юридическое лицо может стать сетевой организацией, большинство небольших компаний этим пользуются и откровенно паразитируют на услуге по передаче электроэнергии.
Специалисты уверены, что ситуацию могут исправить единая технологическая политика для всех сетевых организаций и консолидация ТСО, что повысит уровень надежности и качества электроснабжения, вытеснит с рынка недобросовестных и неэффективных игроков. Солидарен с ними председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Иван Грачев, констатируя провал надежды реформаторов на «невидимую руку рынка». «Теперь, - говорит парламентарий, - специалисты ищут пути объединения раздробленных сетевых компаний, которое может исправить положение в электроэнергетике».
На наш вопрос о значении консолидации электросетевых активов, в том числе и в Московской области, Иван Дмитриевич ответил так:
- Решение о консолидации электросетевых активов в целом по стране и в регионах правильное. Сегодня в России очень много территориальных сетевых организаций, не все из которых по-настоящему работоспособные. Консолидировать их, опираясь или на муниципальные территориальные сетевые организации, или на другие структуры, которые показали свою состоятельность и не дали себя раздробить, на мой взгляд, дело очень нужное. Это – первый этап. А дальше надо разобраться во взаимоотношениях этих организаций с Российскими сетями по вопросам применения единых технологий, стандартов, лицензирования, техприсоединения к сетям и другим. В целом же, повторю, работа по консолидации электросетевых активов – шаг в правильном направлении.
- Чему, по вашему мнению, будет способствовать такая консолидация?
- На мой взгляд, она позволит остановить обветшание электросетевых активов за счет получения дополнительных средств, которые будут направлены для приведения их в порядок, заморозить на приемлемом для потребителей уровне или по крайней мере сдерживать рост тарифов на электрическую энергию. Поэтому консолидацию проводить необходимо.
Как видим, позиция главы профильного комитета Государственной Думы в отношении необходимости консолидации электросетевых активов выражена предельно ясно. Разделяет позицию законодателя и исполнительная власть. Так, согласно выше названной Стратегии, количество ТСО к 2017 году должно сократиться вдвое по отношению к 2012 году, а к 2030 году – еще на 50 процентов. Уже в ближайшие пять лет планируется снизить операционные расходы на обслуживание сетей на 15 процентов, потери в сетях - на 11 процентов. А вот качество и надежность энергоснабжения должны подняться «до уровня, соответствующего запросу потребителей».

МОСОБЛЭНЕРГО ИДЕТ ПРАВИЛЬНЫМ ПУТЕМ
Именно в этом направлении сегодня движется «Мособлэнерго», пакет акций которого находится в руках областного правительства. Нет ничего удивительного в том, что именно «Мособлэнерго» региональная власть поручила важнейшую кампанию по консолидации распределительных электросетевых активов. По словам заместителя председателя  правительства Московской области Дмитрия Пестова, «крупные вертикально интегрированные энергокомпании, как показывает практика, имеют более сбалансированные, спланированные на долгосрочный период инвестиционные программы, которые позволяют не только поддерживать оборудование в надлежащем состоянии, но и обеспечивают перспективное развитие электросетей».
Генеральный директор «Мособлэнерго» Алексей Брижань так оценивает ситуацию в регионе: «Сегодня в Московской области осуществляют свою деятельность свыше 130 территориальных сетевых организаций. Такое большое число ТСО не позволяет организовать эффективную работу энергосетевого комплекса Подмосковья, в том числе экономически обоснованно устанавливать и применять тариф, использовать его планово и максимально выгодно для потребителя с целью поддержания энергосетевого комплекса в безаварийном и качественном рабочем состоянии».
В настоящее время «Мособлэнерго» осуществляет свою деятельность на территории уже 36 муниципальных образований, а доля компании в общем объеме полезного отпуска электроэнергии постоянно увеличивается.
Только за последнее время в рамках консолидации реализованы соглашения о взаимодействии «Мособлэнерго» с Клинским и Павлово-Посадским муниципальными районами, Закрытым административно-территориальным образованием «Городской округ «Восход». На очереди другие муниципальные образования Подмосковья. В результате число эксплуатируемых компанией объектов достигло  уже почти 27 тысяч. Разработанная совместно с областным правительством «дорожная карта» по консолидации электросетевого имущества предусматривает разные алгоритмы по передаче имущества в казну Московской области и его последующего внесения в уставный капитал единой операционной компании.
Как «Мособлэнерго» реально улучшает функционирование электросетей и энергоснабжение потребителей, говорят такие факты. Компания организовала работу 12-ти центров обслуживания клиентов.  В 2014 году такие центры заработают на всех подведомственных «Мособлэнерго» территориях, что позволит заявителям в шаговой доступности осуществлять технологическое присоединение к электросетям. Реализуя инвестиционную программу, компания реконструировала 400 электросетевых объектов, построила 1790 новых. Закономерным итогом этих и других шагов стало то, что за последнее время количество жалоб
потребителей на качество энергообеспечения и сроки исполнения технического присоединения сократилось в 10 с лишним раз. Сегодня,  благодаря целенаправленной деятельности «Мос-
облэнерго», в зоне ее обслуживания находятся территории, которые полностью отвечают стандартам качества и не требуют капитальных вложений в электросети в ближайшие 3 - 5 лет. Существенно улучшилось состояние экономики компании, потери электроэнергии снижены на полтора процента.
Такие преобразования и их результаты положительно оценивают в региональном парламенте. Это подтвердил в нашей беседе заместитель председателя Московской областной Думы  Никита Чаплин.
- Никита Юрьевич, как вы расцениваете значение консолидации электросетевых активов Московской области?
- Рост благосостояния наших граждан невозможен без надежного энергоснабжения жилого сектора, объектов социальной инфраструктуры. Причем речь идет не только о бесперебойной подаче электроэнергии, но и о разумных приемлемых тарифах на нее. Считаю, что принимаемые как федеральными, так и региональными органами власти меры по развитию электросетевого комплекса, наведению в нем порядка, в том числе с помощью такого мощного рычага, как консолидация раздробленных в ходе реформы электроэнергетики электросетевых активов, являются положительными. Жизнь показала, что такое раздробление положительного результата не принесло. Резко сократились вложения в отрасль, в том числе из-за безденежья большинства муниципальных образований и стремления новых частных собственников к получению в первую очередь прибыли, а не развитию электросетей. В результате отрасль фактически осталась без рачительного хозяина.
Сегодня в Московской области более 100 территориальных сетевых организаций, что в целом снижает эффективность работы энергосетевого комплекса, затрудняет поддержание его в без-
аварийном и качественном рабочем состоянии, не всегда позволяет устанавливать и применять экономически обоснованный тариф. Вот почему считаю своевременным принятие решения о консолидации разрозненных территориальных сетевых организаций с выработкой единых стандартов их эксплуатации, принятое на совместном заседании Высшего совета при губернаторе Московской области и IV съезда
Совета муниципальных образований Московской области, состоявшемся в марте прошлого года. Хорошо, что главным действующим лицом этого процесса стало ОАО «Мособлэнерго».
- Могут ли сегодня энергетики рассчитывать на поддержку областных законодателей?
- Как показали общественные слушания, которые проводились в Московской областной Думе 22 января 2014 года, депутаты поддерживают такую политику.

Прямая речь:

Член Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий АКСАКОВ:
– Если удастся консолидировать электросетевые активы области, то тогда гораздо проще будет решать и экономические вопросы – имею в виду инвестиции, которые будут приходить в регион. А для этого должно быть понимание и в сообществе глав муниципальных образований, и в депутатском корпусе, и в Общественной палате, и в общественных организациях, особенно связанных с дачно-строительными кооперативами, садоводческими товариществами.

Заместитель председателя правительства Московской области Дмитрий ПЕСТОВ:
– Одно из главных преимуществ консолидации в том, что будет возможно установить единые тарифы на передачу электроэнергии и технологическое присоединение на территории всех муниципальных образований Московской области. Это позволит не только создать условия для поступательного развития энергетического комплекса Подмосковья, но и сделает процедуру технологического присоединения простой и прозрачной. В результате существенно повысится уровень жизни в Подмосковье, а также темпы развития малого и среднего предпринимательства.

Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Иван ГРАЧЕВ:
– Решение о консолидации элетросетевых активов в целом по стране и в регионах правильное. Сегодня в России очень много территориальных сетевых организаций, не все из которых по-настоящему работоспособные. Консолидировать их, опираясь или на муниципальные территориальные сетевые организации, или на другие структуры, которые показали свою состоятельность и не дали себя раздробить, на мой взгляд, дело очень нужное. Консолидация позволит остановить обветшание электросетевых активов, заморозить на приемлемом для потребителей уровне или по крайней мере сдерживать необузданный рост тарифов на электрическую энергию.

Министр энергетики Московской области Леонид НЕГАНОВ:
– Ускорение процессов консолидации муниципальных электросетей вокруг ОАО «Мособлэнерго» является одной из приоритетных задач, поставленных правительством и лично губернатором Московской области на совместном заседании Высшего совета и IV съезда Совета муниципальных образований. От этого потребители выиграют, поскольку, чем крупнее энергетическая компания, чем выше ее ресурсы и потенциал, тем надежнее и стабильнее развивается вся инфраструктура территории.

Заместитель председателя Московской областной Думы Никита ЧАПЛИН:
– Считаю, что принимаемые как федеральными, так и региональными органами власти меры по развитию электросетевого комплекса, наведению в нем порядка, в том числе с помощью такого мощного рычага, как консолидация раздробленных в ходе реформы электроэнергетики электросетевых активов, являются положительными.

Генеральный директор ОАО «Мособлэнерго» Алексей БРИЖАНЬ:
– Консолидируя электросети, мы стремимся к созданию такого предприятия, которое может в любой момент выполнить любую задачу как по присоединению к энергетическим мощностям новых потребителей, так и по обеспечению надежного качественного электроснабжения уже существую-
щих потребителей. А для этого требуется модернизировать организацию, консолидировать не только усилия, но и небольшие разрозненные компании, эксплуатирующие электросети по всей области, собрать их воедино, чтобы оснастить новыми технологиями, оборудованием, менеджментом.

Наша справка:
Открытое акционерное общество «Московская областная энергосетевая компания» («Мособлэнерго») было создано на основании постановления правительства Московской области от 19.07.2005 № 456/26 «Об участии Московской области в создании открытого акционерного общества «Московская областная энергосетевая компания».
Основные направления деятельности компании - передача электроэнергии, технологическое присоединение, капитальные вложения и капитальный ремонт.
Площадь муниципальных районов и городских округов Московской области, на территории которых Мособлэнерго обслуживает арендованные и собственные электросетевые объекты, составляет 29 250 квадратных километров с населением более 3 миллионов 540 тысяч человек.
В настоящее время компания по заданию руководства Московской области консолидирует электросетевые активы муниципальных образований. Сегодня Мособлэнерго объединяет более 30 филиалов, дочерних и зависимых обществ.

№ 18 от
Юрий Говердовский