Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

Крылатый разведчик

Летчик Иван Лезжов принял боевое крещение в Сталинграде

Таким летчики видели Сталинград из кабин самолетов Фото: sovross.ru

Для каширянина Ивана Лезжова фронтовая служба началась в 19 лет. Сразу попал в пламя Сталинграда, потом были другие эпохальные битвы – Курская, за Харьков, освобождение Праги, Берлина. Точку в своей фронтовой истории он поставил на Красной площади – на Параде Победы, в котором он принимал участие.
 

С ЛЕЙКОЙ И САМОЛЕТОМ
14-летним мальчишкой Ваня Лезжов уехал из родной Каширы в Мытищи и, прибавив себе два года, устроился работать на вагоностроительный завод. Поступил учиться в техникум, занимался в аэроклубе. Перед самой войной он получил диплом выпускника экспериментальной группы Тамбовской школы пилотов ГВФ. Ему присвоили воинское звание «солдат-летчик».
С началом Отечественной войны Красной армии требовались летчики-разведчики, способные летать на дальние расстояния. И Иван Лезжов стал одним из них. В этом качестве в конце декабря 1942 года он и попал под Сталинград, в 215-ю дальнюю разведывательную авиационную эскадрилью, которая базировалась на аэродроме Мостовская.
Авиационная разведка в Сталинградской битве сыграла очень важную роль. На стороне разведывательной авиации были выигрыш во времени, значительный обзор местности, а кроме того, возможность поражать обнаруженную цель прямо с воздуха. 

СНИМКИ ПОД ЗЕНИТНЫМ ОГНЕМ
Наши войска окружили армию Паулюса в Сталинграде, врагу был выставлен ультиматум о капитуляции, и командование ожидало ответа противника. Наступательная операция временно прекратилась, однако фашисты не торопились сложить оружие. Во время затишья враг мог предпринять любые маневры, успеть сосредоточить свои силы. И битва возобновилась бы снова. Требовалось узнать о движении вражеских частей, и такую информацию могла добыть только воздушная разведка. Боевое задание было поручено экипажу Ивана Лезжова.
Разведчики поднялись в небо, чтобы сфотографировать с воздуха окруженную группировку противника. Риск был огромный, но летчики выполнили задание, вернулись с ценными документами, которые затем использовались в завершающий период разгрома немцев в Сталинграде.
Сталинград – это первая страница войны Ивана Лезжова. Позже его экипаж летал на разведку над десятками городов, запечатлевая на фотопленку расположение фашистских войск, штабов, передвижение воинских эшелонов. Всего экипаж воздушной разведки под командованием Лезжова совершил 238 боевых вылетов.

НАГРАДУ ДОСТАВИЛИ В ГОСПИТАЛЬ
В июле 1943 года шла битва на Курской дуге. Ставка Верховного главнокомандующего поставила задачу срочно установить направление движения крупных резервов противника. Задание было поручено экипажу Пе-2, которым командовал младший лейтенант Иван Лезжов. Скопление вражеской техники обнаружили быстро и передали в открытом эфире о перегруппировке гитлеровцев. Затем под зенитным обстрелом приступили к фотографированию. Но когда повернули назад, к своим, у линии фронта «пешку» Лезжова догнали шесть вражеских истребителей.
Завязался бой, взрывом подбитого нашими летчиками немецкого самолета снесло почти всю носовую часть Пе-2. Горящий самолет пошел вниз и, спланировав, попал на пологий берег реки Псел. Сбавляя постепенно скорость, он остановился в нескольких метрах от палаток развернутой здесь медсанчасти. Экипаж чудом спасли и доставили в авиационный госпиталь в Сокольники. Здесь перебинтованному герою вручили орден Красного Знамени.
– Наверное, это было первое в истории войны награждение в госпитале, – с улыбкой вспоминает о том времени Иван Иванович.

РАБОТАЛ «ЛЕВИТАНОМ»
Летчик-разведчик был сбит второй раз и тоже выжил чудом. Два дня он, раненный, выбирался из леса и вышел к своим. Пока его доставили в госпиталь, к его родным уже полетела «похоронка». После госпиталя Ивану Лезжову позволили на несколько дней поехать домой, в отпуск, – счастье той встречи он помнит по сей день. 
Позже, при освобождении Праги, Ивану Лезжову пришлось посадить подбитый самолет на пражском аэродроме. Он знал, что одна взлетно-посадочная полоса контролировалась советскими войсками, а другую удерживали немцы. Летчику помогли приземлиться чешские партизаны. Увидев, что он кружит и не решается сесть, они расстелили свое знамя на «нашей стороне», и Иван благополучно приземлился.
Лезжов стал одним из первых летчиков, совершившим воздушную разведку Берлина, – есть и такая золотая страница в его военной биографии.
Но самый яркий эпизод летчику-разведчику довелось пережить в День Победы. Над горящей Прагой в этот день кружил самолет с радиостанцией. И по радио звучал ликующий голос: «Слушайте все, слушайте люди мира, 1-й и 2-й Украинские фронты соединились в Праге!» То был голос Лезжова.
– Пришлось поработать «Левитаном», – смеется Иван Иванович.
29 июня 1945 года старшему лейтенанту авиации Ивану Лезжову было присвоено звание Героя Советского Союза.
 

ДОСЬЕ
Иван Иванович Лезжов – Герой Советского Союза, летчик-разведчик. Почетный гражданин города Каширы. За годы войны Иван Лезжов совершил 238 боевых вылетов на разведку и фотографирование, снял 136 фотофильмов. После войны продолжал служить в ВВС, находился на дипломатической работе в США и ФРГ. Был начальником кафедры ВВИА
им. Н.Е. Жуковского. Кандидат военных наук, профессор. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР»
3-й степени, медалями.

 

 

№ 17 от
Алсу Идрисова enp@oblnews.ru