Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

Страсти по рекламе

Администрацию Одинцовского района спекуляции на рынке наружной рекламы довели до суда

На территории региона создается единый, легальный и прозрачный рынок наружной рекламы Фото: Виталий Безруких/ ИТАР-ТАСС

На днях в правительстве Московской области состоялся последний в этом году Высший совет. Главы ведомств и муниципальных образований говорили о многом. В том числе о создании единого, легального и прозрачного рынка наружной рекламы на территории региона. Задача была поставлена непростая, но выполнимая: за счет размещения рекламных щитов добавлять консолидированному бюджету региона (сумма муниципальных бюджетов) до 2,5 миллиарда рублей ежегодно. Плюс привести ситуацию с «наружкой», часто нарушающей все возможные нормы, в порядок.
 

ПРЕДИСЛОВИЕ
На этой же неделе в Десятом арбитражном апелляционном суде состоялось судебное слушание. Арендаторы против арендодателей. Администрация Одинцовского района против рекламодателей, или наоборот. История невыдающаяся, но только на первый взгляд.
При ближайшем рассмотрении выяснилось, что районные власти решили перекроить под себя правила игры под названием «эффективная и прозрачная конкуренция». Для этой цели устроили целый шпионский роман с подставным конкурсом, двумя постановлениями и несколькими судебными слушаниями. Завернули так, что разобраться в этой многосерийной драме самостоятельно нет никакой возможности. Разложить по полочкам историю с незаконной рекламой нам помог Александр Менчук, заместитель руководителя Главного управления по информационной политике Московской области.

ЗАВЯЗКА
– Александр Дмитриевич, расскажите, с чего началась история с одинцовской рекламой?
– Началось с банальной проверки. В 2012 году губернатор Андрей Воробьев постановил навести порядок в сфере наружной рекламы в регионе. Выяснить, почему такая привлекательная отрасль практически не работает на бюджет. Начались проверки. Мы совместно с коллегами из других ведомств проверяли количество рекламы, ее стоимость в отдельно взятом районе. А затем сопоставляли с цифрами бюджета. Надо сказать, что на тот момент в Подмосковье все было не очень радужно. Но Одинцовский район оказался «впереди планеты всей».
– Насколько «впереди»?
– Только представьте, с достаточно высокой стоимостью рекламного места в районе (тем более вдоль Рублево-Успенского шоссе) и с огромным количеством рекламных щитов сумма поступлений в бюджет района оказалась равна нулю. Мы не могли не обратить на это внимание. Дальше – больше. Уже в 2013 году администрация Одинцовского района объявляет конкурс на 702 лота (рекламных щита). Потенциал в этой области у муниципалитета высокий, потому недостатка в участниках не должно было быть.
Каково же было наше удивление, когда выяснилось, что никто из возможных участников (а желающих было очень много) и не знал об этом конкурсе до момента публикации на сайте администрации его результатов. И что очень интересно - максимальная цена заказа была искусственно ограничена. Получалось, что участник, предложивший цену больше пороговой, автоматически из гонки выбывал. В итоге победили семнадцать  «правильных» компаний за реальные копейки. Понимаете? Власти муниципального района Московской области, проигнорировав установки губернатора и правительства Московской области об открытой и эффективной работе, попытались абсолютно без зазрения совести нарушить закон. Вместо 400 - 500 миллионов рублей в год в бюджет района по итогам «серого конкурса» он получил бы только 40 миллионов. Почувствуйте, дорогие жители, что называется, разницу. Напомню, все средства от наружной рекламы идут в бюджет района, то есть на реализацию социальной политики, развитие инфраструктуры и так далее.

КУЛЬМИНАЦИЯ
– «Проигравшие» участники конкурса не заметили подвоха?
– Проигравшие, разумеется, в кавычках. Они даже не смогли стать участниками, так все хитро было закручено. Конечно, они заметили подвох, когда обнаружили на сайте уже итоги конкурса. И обратились в УФАС и правительство Московской области. В результате муниципалитет отреагировал.
А что делать – афера открылась. Тогда администрация выпустила два постановления – одно аннулировало результаты конкурса, другое - его полностью отменило. Казалось, в тот момент администрация «одумалась» и пошла навстречу здравому смыслу, выполнив предписания ФАС и отреагировав на открытую политику правительства области, отменив результаты и даже публично заявив о своей позиции.  Но тут история набрала оборот и превратилась если не в шахматную партию с множеством рокировок, то в мыльную оперу точно.
– Вмешались «обманутые» победители? И началось первое судебное разбирательство?
– Именно так.  При этом поведение местных властей оказалось очень странным. Вместо того чтобы поднять собственную репутацию и отстаивать интересы жителей района, администрация Одинцовского района рассказывает в суде только об одном постановлении, скрыв другое. А затем решением введенного в заблуждение арбитражного суда ловко отменяет сразу оба постановления. Потом совершенно спокойно возобновляется конкурс и заключаются контракты со счастливыми победителями. Вот такая ловкая, по мнению одинцовских районных властей, попытка обмануть закон. 

РАЗВЯЗКА БЛИЗКО
– Запутанная история. Но неужели ничего нельзя сделать, чтобы закон на территории отдельно взятого района восстановился?
– Нет закона для отдельно взятого района. Есть просто – закон. Мы работаем для того, чтобы он соблюдался. Нашлись в администрации здравые люди -  была подана  апелляция в суд. Проще говоря, власть разделилась на тех, кто стремится к личной выгоде, и тех, кому важнее соблюдение закона и интересы жителей. Одно заседание уже прошло, следующее состоится уже после Нового года. В положительном исходе мы уверены – закон на нашей стороне. Представьте себе, мы знаем, что и ряд «победителей» отказались заключать контракты, понимая всю нелегитимность проведенного конкурса.  
– А как же глава района?
Он демонстрировал подход, когда «левая рука не знает, что делает правая». Гладышев (бывший глава Одинцовского района. – Ред.) неоднократно и публично заверял о всяческом взаимодействии с правительством Московской области. Соглашался, что новый подход к формированию муниципального рекламного рынка приведет к увеличению бюджета муниципального образования.
На встрече с вице-губернатором Московской области Ю.П. Олейниковым обещал, что в Одинцовском районе по рекламному направлению все пройдет по общему, открытому сценарию и других, «карманных» схем, не будет. А сейчас уже выясняется, что, давая слово руководству области, все процедуры, которые сейчас оспаривает суд, уже были запущены. Предположу, что не без его личной «команды».
– Александр Дмитриевич, откуда такая уверенность в положительном исходе дела?
– Вы должны понимать, власть должна понимать: те времена, когда происходило сращивание администраций с бизнес-структурами, когда проворачивались бесчестные сделки, целью которых было не общее благо, а корыстный интерес, давно закончились.
Я действительно уверен, что суд восстановит справедливость. В свою очередь, с нашим участием в ближайшее время будут проведены в Одинцовском районе новые открытые аукционы, чтобы там появились современные, а главное, законные рекламные конструкции. И бюджет получил все положенные средства, поверьте – немалые. А новая честная муниципальная власть их потратит на решение проблем жителей района, и никак иначе.
 

№ 246 от
Наталья Упорова enp@oblnews.ru