Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

Газовый компромисс: долги и инвестиции

«Газпром» в 2014 году намерен сократить газификацию регионов на 18,6%

Инвестпрограммы «Газпрома» в Московской области могут быть значительно урезаны Фото: Владимир Смирнов / ИТАР-ТАСС

Основная причина прогнозов на столь значительное снижение инвестиционной активности газового гиганта на внутреннем рынке – долги за поставленный газ, которые на 1 ноября составили более 100 млрд рублей. Инвестпрограммы «Газпрома» могут быть значительно урезаны в более чем десятке регионов России, в том числе и в  Московской области.

Сколько сегодня должны потребители Подмосковья за газ, какова причина образования этой задолженности и какие усилия региональное правительство предпринимает для того, чтобы решить эту проблему,  нам рассказал заместитель председателя правительства Московской области Дмитрий Пестов.
– Дмитрий Владимирович, каков на сегодняшний день размер задолженности потребителей Подмосковья перед газовиками?
– По состоянию на 19 декабря просроченная задолженность предприятий жилищно-коммунального комплекса Московской области за потребленный газ составила 5,5 миллиардов рублей. Полмиллиарда из них относятся к мораторной задолженности – то есть это долги предприятий, находящихся в стадии банкротства.
Цифры внушительные, но надо учитывать, что у нас самый высокий в России уровень потребления газа на душу населения. А при пересчете общего размера долга на число жителей региона, получается, что у нас задолженность значительно ниже, чем во многих других регионах России.
– Каковы причины образования этой задолженности?
– Одна из основных причин образования задолженности в том, что цены на природный газ растут опережающими по сравнению с ростом тарифов темпами. Так, за последние три года цены на природный газ выросли на 190% – при этом тарифы на тепловую энергию увеличились на 48%. Таким образом, затраты тепловырабатывающих компаний на энергоресурсы выросли за это время с 40 – 50% от общего объема до 70%.
Еще одна причина – существующий дисбаланс в имеющейся на сегодняшний день системе расчетов за газ. Так, во время отопительного периода тепловырабатывающие компании должны оплачивать голубое топливо «полным рублем», в то время как население оплачивает услуги по теплоснабжению пропорционально (в размере 1/12 от фактического потребления). Это влечет за собой образование значительных кассовых разрывов у теплоснабжающих организаций, необходимость привлекать заемные средства для расчетов с поставщиками и, следовательно, дополнительные расходы на их обслуживание.
Еще одна значительная проблема – высокий износ основных фондов коммунальных предприятий Подмосковья. Из-за этого коммунальщики вынуждены в первую очередь «латать» свои изношенные сети, для того чтобы обеспечить беспрерывное и качественное теплоснабжение потребителей. Тарифных источников на ремонтную программу  хватает не всегда, поэтому они и вынуждены перенаправлять на ремонты средства, предназначенные для оплаты ресурсопоставщикам.
Несомненно, причиной образования долгов за газ являются в том числе и злоупотребления, которые допускаются в ходе осуществления финансово-хозяйственной деятельности коммунальных предприятий и управляющих компаний. И, к сожалению, зачастую эти злоупотребления являются следствием фактического самоустранения органов местного самоуправления в отдельных муниципальных образованиях Подмосковья от надлежащего контроля за деятельностью этих организаций.
– Какие меры предпринимаются правительством Московской области для того, чтобы сократить долги за газ и предотвратить образование просроченной задолженности в будущем в тех вопросах, на которые региональные власти могут оказывать действенное влияние?
– Меры принимаются, и они приносят результаты. Нам удается сдерживать прирост новой задолженности, а также последовательно гасить долги прошлых лет – в этом году уже погашено около 6 миллиардов долгов за предыдущие периоды.
Важно отметить, что на сегодняшний день у нас в области нет ни одной «брошенной» задолженности – все они учтены, разложены «по полочкам» и постоянно прорабатываются в ходе еженедельных заседаний областной межведомственной комиссии и рабочих совещаний. По наиболее проблемным предприятиям мы рекомендуем подключаться к работе правоохранительным органам, для того чтобы определить степень ответственности руководства управляющих организаций за результаты финансово-хозяйственной деятельности, которые стали причиной образования значительных задолженностей.
Главное, чего мы добиваемся, – это усиление контроля со стороны администраций муниципальных образований за работой своих коммунальных предприятий. Ведь, согласно ФЗ  № 131, ответственность за функционирование жилищно-коммунального комплекса на подведомственной территории лежит на органах местного самоуправления, и областное правительство здесь готово оказывать им необходимую помощь и поддержку, но никак не подменять их функции. В этой связи хочу отметить, что большинство недавних отставок глав муниципалитетов Подмосковья было связано именно с тем, что там не решались проблемы жилищно-коммунального комплекса, было много нареканий со стороны жителей на некачественное оказание услуг в сфере ЖКХ. Это говорит о жесткой и принципиальной позиции главы региона Андрея Воробьева – тем, кто не способен или не желает обеспечивать достойный уровень оказания людям жилищно-коммунальных услуг, у власти не место.
– Есть ли у региональных властей решение, которое позволит предотвратить накопление долгов перед поставщиками энергоресурсов впредь?
– Одним из таких решений является повсеместный переход на расчеты за жилищно-коммунальные услуги через единый расчетно-кассовый центр. Это поможет ужесточить контроль за прозрачностью платежей организаций коммунального комплекса.
Ведь одна из проблем заключается в том, что при достаточно стабильной оплате населения коммунальных услуг (более 90%) оно подвергается угрозе отключения по вине недобросовестных управляющих и тепловырабатывающих компаний. А ЕРКЦ обеспечит автоматическое «расщепление» платежей населения между поставщиками ресурсов и управляющими жилищным фондом организациями. Это позволит предупредить случаи нецелевого использования средств со стороны недобросовестных участников рынка жилищно– коммунальных услуг.
Реализация проекта по переходу на рассчеты через ЕРКЦ в данный момент ведется в 18 пилотных муниципальных образованиях Подмосковья. Мы планируем, что единый расчетно-кассовый центр заработает в полную силу летом 2014 года.
– Подводя итог нашего разговора, хотелось бы выяснить, насколько велик риск снижения инвестпрограммы «Газпрома» на территории Московской области из-за накопленной задолженности и к каким последствиям для региона это может привести?
– То, что мы найдем взаимопонимание с «Газпромом», я не сомневаюсь. Сегодня Московская область открыта для диалога, так что я уверен, что мы придем к решению, которое не ущемит интересов региона, позволит нам нормально развиваться.
У нас на сегодняшний день уже существуют так называемые «запертые» газовые мощности – газораспределительные станции, которые уже исчерпали ресурс по технологическому присоединению к ним новых потребителей. А по прогнозам специалистов, к 2030 году потребление газа на территории Подмосковья возрастет почти в два раза по сравнению с сегодняшними объемами. Это значит, от своевременного строительства новых объектов газового хозяйства напрямую зависит наш инвестиционный потенциал, сохранение темпов экономического развития, повышение привлекательности проживания в регионе и уровня жизни нашего населения. Так что эти программы должны быть реализованы, и мы будем прилагать для этого все возможные усилия. А проблемы с долгами мы решим, и уже в ближайшее время, для этого уже созданы все необходимые базовые условия.

Точка зрения
Что по поводу сложившейся ситуации с долгами и намерений «Газпрома» сократить газификацию регионов в 2014 году думают ведущие эксперты региона? С этим вопросом мы обратились к одному из них — Борису Надеждину.
— На самом деле у нас в газовом хозяйстве все очень плохо. И главная причина такого положения дел в том, что «Газпром» является монополистом. В свое время, когда в середине 90-х я работал в правительстве,  мы пытались сделать с «Газпромом» то же самое, что было сделано с нефтяной монополией. Нефтяные компании удалось разделить на конкурирующие, а «Газпром» как был, так и остался монополистом. Сейчас, как и прежде, он добывает газ и ему же принадлежит вся газовая сеть. Естественно, тарифы завышены.
При этом, несмотря на имеющиеся долги, Подмосковье плохо газифицировано. Я много езжу по стране и знаю, что есть регионы, которые не такие богатые, но с газом там ситуация намного лучше. В некоторых отдаленных регионах газ есть в любой деревне, а у нас он не во всех райцентрах. А такое отставание недопустимо в принципе.
Если говорить о долгах, то у «Газпрома» есть большие внутренние резервы. Он тратит сотни миллионов долларов на спортивные команды. Это гораздо больше, чем долги Подмосковья за газ.
Что касается предприятий, которые копят долги, а потом попросту банкротятся, то опять же, пока «Газпром» является монополистом и диктует свои расценки, всегда будет масса компаний, которые ему не платят. Потому что он диктует цены, врезаться очень тяжело, газа не хватает… Более того, как любой монополист, «Газпром» плохо работает со своими потребителями.
Печальнее всего то, что в конечном итоге страдают люди. А ведь ответственность за все происходящее ложится не на «Газпром», а на правительство Московской области. В данной ситуации ему для решения проблемы, видимо, придется подключать какие-то бюджетные ресурсы и направлять их на погашение долгов. По-другому не получится. Так как люди со своими проблемами придут не к зданию «Газпрома», а к местной власти, и области хочешь не хочешь придется решать эту проблему самостоятельно.

№ 241 от
Олеся Покарюк