Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

Полеты наяву

Власти Подмосковья будут развивать местное авиасообщение

Сейчас в регионе планируется разместить около 10 вертолетных площадок в непосредственной близости от МКАД Фото: Марина Лысцева /ИТАР-ТАСС, Алексей Панов / ИТАР-ТАСС,

Малая авиация – это спасение с небес в чрезвычайных ситуациях и крылатая мечта тех, кто оказался в автомобильной пробке. Однако долгие годы она пребывала в упадке. Теперь подмосковные власти планируют поднять эту отрасль на небывалую высоту. Хватит ли малой авиации посадочных площадок, где будут готовить новое поколение пилотов, превратятся ли легкие летательные аппараты из роскоши в доступное средство передвижения?

СПАСТИ РЯДОВУЮ АВИАЦИЮ!
– За последние десятилетия в сфере малой авиации наблюдается существенный застой: количество аэропортов сократилось, многие взлетные полосы пришли в негодность, вертолетные площадки устарели. Усугубляют ситуацию сложности с обслуживанием и хранением авиатранспорта, цены на топливо и многие другие факторы, – заявил член Комитета Мособлдумы по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации Александр Двойных.
В советское время была система санитарной авиации, которая работала как часы, в том числе и в Московской области, напоминает заместитель директора по научной работе НИИ Скорой помощи им. Склифосовского Михаил Абакумов.
– К сожалению, эта система была разрушена. Но возрождать ее надо. Всем известно, как загружены подмосковные дороги. Кроме того, часть лечебных учреждений Московской области расположена далеко от трасс.  На дорогу у медиков уходит слишком много времени, а это становится причиной смерти людей.  Если же использовать малую авиацию, то медицинская помощь будет оказываться намного оперативнее. Ведь воздушным судном можно доставлять врача к больному на дом, тогда отпадает необходимость транспортировки, которая всегда тяжело переносится, – отмечает Абакумов.
Проблемами малой авиации в целом озаботилось руководство страны, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев провел совещание о перспективах ее развития. Он  заявил о необходимости стимулировать авиаперевозки на небольшие расстояния, применяя механизмы субсидирования. По мнению премьер-министра, мобильность населения должна вырасти на 40%.
– Активность должна идти не только от федерального центра, но и со стороны регионов, – сказал Дмитрий Медведев, добавив, что для формирования современной сети маршрутов необходима и государственная поддержка.
Еще в октябре прошлого года Сергей Шойгу, будучи губернатором Подмосковья, заявил о том, что сеть покрытия малой авиацией в регионе должна быть стопроцентной. Он поручил создать в Московской области программу авиастроения и авиационный центр, который должен  координировать работу малой авиации по ликвидации ЧС.  Для реализации проекта за три года планировалось привлечь около 600 миллионов рублей частных инвестиций – деньги даже для малой авиации большие. Но цели оправдывают средства.
Шойгу также поручил начать в регионе производство легендарных «кукурузников», самолетов Ан-2. Он отметил, что их необходимо около 100, и поручил организовать производство на авиационно-ремонтном заводе в Балашихе.
 

ЗАЧЕМ НАМ КРЫЛЬЯ И ВИНТЫ?
В Министерстве транспорта Московской области отмечают, что малая авиация должна привлекаться для защиты лесов от пожаров, спасения жизни людей, реализации бизнес-проектов, административного и хозяйственного управления.
– На современном этапе развития воздушного сообщения на территории Московской области создается возможность использования самолета или вертолета в интересах любого гражданина. Пусть это будет редкий, эксклюзивный случай, но он обеспечит возможность оперативного решения проблемных вопросов, – заявил министр транспорта Московской области Александр Зайцев.
Оперативность всегда требуется при оказании медицинской помощи. И в подмосковном Клину уже сейчас действует посадочная площадка, где круглосуточно дежурят медики «Территориального центра медицины катастроф Московской области». В случае  необходимости пострадавшие доставляются в лечебные учреждения на вертолете.
Использовать малую авиацию можно и как такси. Уже в 2015 году «вертолетное такси» может появиться в Химках, об этом заявили в девелоперской группе компаний «Территория». Для полетов будут использованы две вертолетные площадки ЖК «Правый берег».  Стоимость перелета из Химок в Домодедово и обратно составит около 8 тысяч рублей.
 

КУДА МОЖНО СЕСТЬ?
По данным Министерства транспорта Московской области, в Подмосковье расположены 114 вертолетных площадок, однако 56 из них в нерабочем состоянии и по назначению не используются. Также в регионе действуют  19 посадочных площадок для самолетов.
– Они представляют собой некатегорированные аэродромы с грунтовыми и искусственными ВПП. Имеющаяся сеть вертолетных и посадочных площадок позволяет осуществлять воздушное сообщение в интересах физических и юридических лиц на договорной основе. Однако использовать данную сеть для организации регулярных пассажирских перевозок сейчас нельзя: существующие площадки не отвечают требованиям, предъявляемым к аэродромам для коммерческих перевозок, – поясняет Александр Зайцев.
Сейчас в регионе также планируется разместить около 10 вертолетных площадок  в непосредственной близости от МКАД, аэропортов «Домодедово» и «Шереметьево».
Еще 9 вертолетных площадок предполагается разместить у муниципальных учреждений здравоохранения Московской области. Александр Зайцев отмечает, что новые площадки помогут увеличить на 30% долю региональных перевозок, осуществляемых в Подмосковье малой авиацией. При этом, с большой вероятностью, сеть вертолетных площадок региона пополнится не десятками, а сотнями объектов.
 

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ - САМОЛЕТЫ!
Заслуженный летчик-испытатель РФ, начальник отдела сертификации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения ЛИИ им. М.М. Громова Ильдус Кирамов считает, что в качестве посадочных площадок можно использовать старые аэродромы.
– У нас в Подмосковье их вполне достаточно. Только их нужно не закрывать и не застраивать со всех сторон домами, как это сделали с аэродромом в Быкове, а привести в нормальное состояние. Причем  денежные вложения будут минимальными, – считает он.
Кирамов констатирует, что сейчас в малой авиации  все шире используются иностранные летательные аппараты, новые модели отечественных вертолетов и самолетов практически не создаются.
– Предложения о создании в Московской области сборочных производств легких самолетов и автожиров поступают в Министерство транспорта регулярно. Однако в их основе лежат проработки устаревших моделей легких самолетов и авиационных двигателей, не пользующихся спросом в авиации общего назначения уже сейчас, – говорит Александр Зайцев.
Разработкой перспективных моделей легких самолетов для местных воздушных линий занимаются специализированные научно-исследовательские организации самолетостроительной отрасли. По прогнозу, появление конкурентоспособного самолета следует ожидать через 3-4 года, добавляет он.
Чтобы малая авиация «поднималась» в регионе главным образом на отечественных летательных аппаратах, в подмосковном Томилине (Люберецкий район) планируется создать научно-технический комплекс  ОАО «Вертолеты России».  В него войдет и цех окончательной сборки вертолетов. В настоящее время реализован и первый этап создания Центра вертолетостроения.
 

В ПОДМОСКОВЬЕ НАУЧАТ ЛЕТАТЬ
По словам заместителя главного конструктора  ФГУП «Пилотажно-исследовательский центр»  Виктора Остапенко, малая авиация сейчас испытывает нехватку квалифицированных кадров.
– Немалая часть нынешнего летного персонала была подготовлена еще в советское время системой ДОСААФ. Срочно нужно создавать учреждения, где  проходили бы обучение пилоты и другие специалисты, – отмечает он.
Такое учреждение планируется создать в Жуковском. Там появится центр по подготовке летчиков и техников для малой авиации. Центр будет создан на базе филиалов Московского физико-технического института (МФТИ) и Московского авиационного института (МАИ). Его создание предусмотрено генпланом развития города. Для подготовки квалифицированных кадров холдинг «Вертолеты России» создает вертолетную академию на базе Национального центра вертолетостроения (НЦВ) в Томилине.
– Это специализированное учебное заведение, которое станет готовить пилотов и технический персонал, которые будут эксплуатировать вертолеты отечественного производства по всему миру. Уже сейчас в НЦВ проходят обучение несколько групп специалистов, – сообщили в Департаменте информационной политики холдинга.
 

ЦЕНА ПОЛЕТА
Виктор Остапенко говорит, что в Германии летать на легком самолете может позволить себе «даже посудомойка». В Европе один летный час стоит (в российской валюте) около 3 тысяч рублей.
– У нас же летный час на вертолете обойдется в 20-25 тысяч рублей, на самолете – 12-15 тысяч рублей, – отвечает Ильдус Кирамов. – Дорого.
Поэтому, по мнению министра Александра Зайцева, регулярно пользоваться услугами воздушного транспорта может только ограниченная категория населения. Однако при появлении современного экономичного транспорта появится возможность снизить стоимость воздушных перевозок.
– Если удастся собрать летательный аппарат, который займет такое же место на авиа-
рынке, какое автомобиль Форда в свое время занял в сегменте наземного транспорта,  тогда воздушные перевозки, возможно, станут дешевле. Нужен новый тип аппаратов, который будет более доступен потребителю, – говорит директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов НИУ ВШЭ Константин Трофименко.
Возможен ли такой аппарат? В компании «Вертолеты России» отвечают утвердительно, там планируют создать  вертолеты с новыми качествами, в том числе и с более низкой стоимостью эксплуатации.

Прямая речь

Александр Зайцев, министр транспорта Московской области:
– В настоящее время прорабатывается вопрос по выбору земельных участков, предназначенных для размещения вертолетных площадок, а также поиск потенциальных инвесторов, которые будут осуществлять их строительство. Одним из таких инвесторов выступает вертолетная компания «Аэросоюз», которая приступила к строительству вертолетного центра в районе Мякининской поймы, в непосредственной близости к Новорижскому шоссе.

Кстати
Если низких цен на услуги малой авиации придется ждать еще долго,  то авиация «большая» для жителей Московской области уже в ближайшем будущем станет доступнее. Власти Подмосковья планируют «реанимировать» аэродром в Раменском, сделав там аэропорт для лоукостеров  (бюджетных авиакомпаний). Аэропорт может заработать уже через 1,5 года.

№ 220 от
Подготовлено совместно с РИА «Новости»