Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

«Скользкая» проблема

В Подмосковье бороться с гололедом собираются с помощью песка и соли

Отправка продукции с Уральского завода противогололедных материалов. Но, к сожалению, не в Подмосковье Фото: пресс-служба УЗПМ

Не за горами морозы, которые после дождливой погоды могут стать весьма неприятным сюрпризом для пешеходов и водителей. Однако региональные власти надеются, что погодные условия не застанут их врасплох. Уже сегодня «Мосавтодор» запасается противогололедными материалами. Но так ли все хорошо, как кажется на первый взгляд?

ДАЛЕКИ ОТ ИДЕАЛА
Ни один город в мире не обходится без противогололедных материалов. Борьба со льдом и снегом напрямую связана с обеспечением безопасности дорожного движения и пешеходов. И перед каждым таким городом встает вопрос, как эффективно, дешево и без вреда для экологии справиться с задачей.
В России самым распространенным до недавнего времени способом борьбы с гололедом являлись техническая соль и песко-соляная смесь.
Самые дешевые, но неэффективные и уж тем более не экологичные. На начало ноября все подрядные организации управления «Мосавтодор» обеспечены противогололедными материалами на 70 процентов, сообщили в пресс-службе правительства Московской области. Однако стоит отметить, что для обработки дорог регионального и межмуниципального значения в зимний период будут применяться жидкие соляные растворы и пескосоляная смесь, которые в качестве противогололедных материалов далеки от
идеала.
- До конца текущего года подрядные организации будут обеспечены солью и песком на 100 процентов, - подчеркнул начальник Главного управления дорожного хозяйства Московской области Константин Ляшкевич. - Все материалы допущены к применению и не наносят вред окружающей среде. В отдельных районах будет применяться хлорид натрия с увлажнением. Для этого была закуплена специальная техника. Такой способ обработки дорог позволяет в том числе избежать засорения ливневой канализации. При этом приоритетом работы дорожных организаций в зимний период будет качество уборки и своевременный вывоз снега, чтобы не допустить его складирования на пешеходных дорожках, тротуарах и обочинах автомобильных дорог.

ГУБЯТ ОБУВЬ, ПОЧВУ И РАСТЕНИЯ
Все вещества, которые могут растапливать снег, давно известны. У всех есть свои недостатки. Например, нитраты губительны для растений. При использовании ацетатов появляется запах уксуса. У хлоридов тоже свои особенности. Так, хлорид кальция плавит лед быстрее, чем другие хлориды, и работает в лютый мороз, но беспощаден к металлу, а на дороге образует «мыльную» пленку. Хлорид натрия и магния «не любят» обувь и почву. Кроме того, хлорид магния имеет второй класс опасности.
Неужели все так плохо и другого решения «скользкой» проблемы не существует? Как выяснилось, выход есть. А заключается он в использовании экологически чистых противогололедных смесях (ПГС), которые давно применяются во всех цивилизованных странах мира и в некоторых городах России тоже.
В нашей стране одним из самых крупных производителей таких ПГС является Уральский завод противогололедных материалов (УЗПМ), выпускающий единственный малоопасный материал на основе хлоридов «Бионорд». Его применяют в 29 регионах страны, от Краснодара до Магадана.
 

ЧУДО-БИОНОРД
- Производство противогололедных материалов может быть разным, - рассказывает руководитель пресс-службы УЗПМ Анна Шестаченко. - Можно просто купить мешок соли, рассыпать его по пакетам, наклеить название - и все. В свою очередь, мы не только производим противогололедные материалы, мы также занимаемся их исследованиями и разработками.
Например, сейчас рынок начинает завоевывать специально разработанный материал для тротуаров «Бионорд-тротуары». За одну зиму его применения в Москве уровень травматизма пешеходов из-за гололеда сократился в 2,5 раза. К тому же им можно обрабатывать остановки общественного транспорта и дворовые территории. Его особенности в том, что он не портит обувь, меховые изделия и не оказывает негативного воздействия на почву и растительность. Кстати, это подтверждено исследованиями ведущих экспертных организаций России: НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени Сысина и НИИ кожевенно-обувной промышленности.
На проезжей части специалисты рекомендуют использовать «Бионорд-универсальный», который плавит лед при минус 30 градусах. А для таких серьезных объектов городской инфраструктуры, как мосты, существует специальный ПГМ без содержания хлоридов. Он также предназначен для использования на эстакадах, в тоннелях и на других искусственных сооружениях. Этот продукт эффективно плавит лед, а его компоненты препятствуют коррозии металлических и бетонных конструкций.
Для подъемов и спусков, которые являются самыми опасными дорожными участками для водителей, разработан «Бионорд-подъемы». В него входят в том числе мраморный и гранитный щебень, что мгновенно после нанесения реагента обеспечивает необходимый коэффициент сцепления колес движущегося автомобиля с дорожным покрытием. При этом на заводе уверяют, что используют для производства ПГМ только чистое сырье.
 

СТАРЫМ ДЕДОВСКИМ МЕТОДОМ
Как же в реальности обстоят дела в муниципалитетах Подмосковья: насколько они готовы к борьбе со скользскими дорогами и какие противогололедные материалы планируют использовать?
В крупных муниципальных образованиях, с представителями которых нам удалось связаться, пояснили, что используют те ПГМ, которые есть в наличии в области. А значит, бороться с гололедом будут старым дедовским методом – с помощью пескосоляной смеси. Услышав об экологически чистых реагентах, там явно недоумевали, мол, стоят они недешево, и если по карману Москве, но никак не Подмосковью. Естественно, в сельских поселениях об экологически чистых противогололедных материалах вообще не слышали.
- Зачем они нам? – искренне удивился начальник отдела благоустройства, муниципального хозяйства, транспорта, дорог и связи администрации сельского поселения Ильинское Владислав Моисеев. – Химию мы не используем, так как находимся на природоохранной территории.
Нам достаточно пескосоляной смеси, которой к грядущей зиме мы запаслись на 100 процентов. Будем бороться с гололедом с помощью песка и соли, а убирать снег техникой, благо в этом году мы закупили новые снегоуборочные машины и другой спецтранспорт. Думаю, справимся.
Как показывает практика, в первую очередь муниципалитеты заботит финансовая сторона вопроса, и большинство из них применяют песок и соль, считая их самыми экологически чистыми материалами.
Безусловно, то, что подобные ПГМ как минимум портят обувь, резину, засоляют почву, а летом приходится задыхаться от пыли и песка, чиновников мало заботит.

Справка
Использование песко-соляной смеси наносит вред окружающей среде. За зиму на улицы одного города высыпают более 100 тысяч тонн песка! Согласно исследованиям ВОЗ песчаная пыль с частицами токсичных выхлопов от автомобилей, выбросами заводов попадают в легкие и вызывают воспалительные процессы, а также способствуют развитию онкозаболеваний. Кроме того, песок нарушает кислородный обмен в почве, высокие концентрации хлорида натрия ведут к ухудшению ее состояния, что губительно сказывается на растениях.

Кстати
С «Бионордом» удается чистить проезжую часть без тяжелой техники. Нормы расхода реагента в 5-6 раз ниже, чем песко-соляной смеси. Он не оставляет грязи, и летом не приходится задыхаться от пыли и песка. Засоленность почв сокращается вдвое. А влияние на обувь и мех у «Бионорда» в разы меньше, чем у технической соли.

Прямая речь
Евгений НЕМИРОВСКИЙ, коммерческий директор Уральского завода противогололедных материалов:
- В Москве и других крупных городах России понимают необходимость перехода на современные методы борьбы с гололедом. Однако в Московской области основным критерием отбора противогололедных материалов является цена. Поэтому города Подмосковья используют песко-соляную смесь, которая является наиболее дешевым продуктом. Неоднократно дорожники, а также представители Мосавтодора изъявляли желание перейти хотя бы частично на нашу продукцию, но средства для этого выделены не были.

Частные услуги эвакуатора стоят дешевле .
№ 208 от
Олеся Покарюк enp@oblnews.ru