Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

Первосвятительский визит в Подольск

Московская Епархия

25 октября, в праздник Иерусалимской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил визит в Московскую епархию. В этом году честь принимать Предстоятеля Русской Православной Церкви выпала городу Подольску, в Троицком соборе которого Его Святейшество совершил Божественную литургию.

У врат собора Святейшего Патриарха встречали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, первый заместитель председателя правительства Московской области Л.Н. Антонова, приветствовавшая Его Святейшество от лица губернатора А.Ю. Воробьева, глава городского округа Подольск Н.И. Пестов, иерархи, духовенство, множество детей.
Святейший Владыка поклонился чудотворной Иерусалимской иконе Божией Матери, которая находится в этом храме и особо почитаема подольчанами.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Можайский Григорий; епископ Илиан (Востряков); епископ Видновский Тихон; епископ Серпуховской Роман; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Балашихинский Николай; епископ Зарайский Константин; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Александр Ганаба, секретарь Московского епархиального управления, настоятель Свято-Троицкого собора; протоиерей Олег Сердцев, благочинный Подольского церковного округа, настоятель Воскресенского храма г. Подольска; духовенство Московской епархии.
За богослужением молились первый заместитель председателя правительства Московской области Л.Н. Антонова, глава городского округа Подольск Н.И. Пестов, благочинные Московской областной епархии, игумении подмосковных монастырей, учащиеся воскресной школы и православной гимназии при Троицком соборе.
Богослужение транслировалось на монитор, установленный на площади перед собором, и множество людей, которых не вместил храм, смогли стать участниками торжественного богослужения. Пели два хора – Троицкого собора под управлением К.А. Краюшкина и воскресной школы (регент – С.А. Курдюмова).
За богослужением Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иерея диакона Димитрия Сафонова, заведующего сектором межрелигиозных контактов Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Проповедь перед Причастием произнес священник Александр Сербский, благочинный Чеховского округа, настоятель Зачатьевского храма г. Чехова. По окончании Литургии Первосвятитель совершил молитву пред чтимым Иерусалимским образом Божией Матери.
Затем митрополит Ювеналий обратился со словом приветствия к Святейшему Владыке: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Позвольте от лица духовенства Московской епархии, монашествующих, горячо от души поздравить Вас с праздником и поблагодарить за Ваш Первосвятительский визит!
Для жизни Церкви этот визит смело можно назвать историческим. Свидетельством тому является наше воспоминание о том, как в 1921 году Первосвятитель и исповедник Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Тихон совершил в этом соборе всенощное бдение и Божественную литургию, и его благословение и молитва явились фундаментом приходской жизни, непобедимым знаменем этого собора. Можно вспомнить, как в местной газете в 1929 году, когда уже хотели подвести итог атеистической деятельности в этой местности, опубликовали предложение переименовать Подольск в город «Безбожный». Однако прошли десятилетия, и благословение Святейшего Тихона сохранило этот храм, сохранило множество верующих, и Троицкий собор оставался для города неугасимой лампадой веры! Сегодня мы видим, как здесь расцвела духовная жизнь, так же, как по благословению Вашего Святейшества развивается церковная жизнь во всей Московской епархии. Мы имеем привилегию и огромную радость раз в году непосредственно из Ваших уст слышать назидание и получать благословение.
Сегодня мы совершаем празднование в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. С ней связано чудесное событие, которое произошло в 1866 году. В тот год свирепствовала эпидемия холеры, из-за которой многие люди умирали. Тогда духовенство просило у святителя Московского Филарета (Дроздова) принести из Москвы Иверскую икону Божией Матери. Однако в тот период и в Москве был мор, поэтому с этой иконой ходили с крестным ходом, каждый день совершая перед ней молитву. Поэтому митрополит Филарет благословил прислать из города Бронницы чудотворную икону Божией Матери «Иерусалимскую». В результате на глазах у всех совершилось чудо – после крестного хода с этой иконой в Подольске не умер ни один человек! Люди, молившиеся перед святым образом, получали исцеление! Таким образом, молитвой Богоматери город и его жители были спасены от смертоносной болезни.
Копия Иерусалимской иконы была помещена в этом соборе и украшена прекрасной ризой, которую в 1922 году конфисковали. Сама же икона оставалась здесь, и перед ней ежегодно совершалась молитва подольчан. Три года назад жертвенными трудами этого прихода риза была восстановлена. Сегодня, Ваше Святейшество, мы просим Вас в память о Вашем историческом визите, который будут вспоминать не только духовенство, но и эти дети, которых Вы сегодня причастили за Божественной литургией, принять от этого прихода точную копию чудотворного образа Иерусалимской Божией Матери, память которой мы сегодня совершаем. Многая Вам и благая лета!»
Владыка митрополит преподнес Его Святейшеству точный список Иерусалимской иконы – главной святыни Троицкого собора.
Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом: «Ваше Высокопреосвященство, Владыка митрополит Ювеналий! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Александр, настоятель сего святого храма! Матушки игумении, дорогие отцы, братия и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником для города Подольска – чествованием Иерусалимской иконы Божией Матери.
Благодарю Вас, Владыка, что Вы напомнили нам замечательную историю об исцелении жителей города Подольска после принесения из Бронниц иконы Божией Матери «Иерусалимской» по благословлению святителя Филарета. Этот день – 12 августа по старому и 25 августа по новому стилю – вошел в духовный календарь Подольска и всей нашей Церкви как воспоминание о чуде избавления жителей сего града от смертоносной болезни.
Так и воспринималось то событие – как чудо. Чудесное действие промысла Божия видим мы и в том, что храм этот, несмотря на грозное решение прежней власти закрыть его, как и все другие храмы города Подольска, и вычеркнуть даже память о духовной, церковной жизни из сердец людей, не был закрыт, хотя все условия к тому были. Ведь мы знаем, как в других городах и селениях закрывались и уничтожались храмы, как искоренялась из сознания людей вера, как людям запрещалось проявлять свою религиозность. И когда мы говорим о сохранении сего святого храма в Подольске, несмотря на страшные гонения, когда мы говорим о возрождении Церкви в нашей стране, разве мы говорим не о чуде?
Чудеса сопровождают нашу жизнь. Чудо есть такое явление или событие, которое необъяснимо с точки зрения знаний и опыта людей, которое выходит за пределы человеческого понимания. Но на чудо реагируют по-разному. Есть люди, которые отказываются понимать чудесные явления, которые говорят: «Это выше моего понимания. Я не могу давать оценки тому, что произошло, но только знаю, что происшедшее не соответствует ни опыту жизни рода человеческого, ни знаниям, которые человечество накопило». Так нередко говорят врачи, которые ставят больному смертельный диагноз, особенно хирурги, которые, вскрыв человека и увидев страшное разрушение организма, чаще всего порождаемое злокачественными опухолями, зашивают больного и отправляют его умирать домой; а потом, узнав, что человек этот живет, говорят: «Не знаем, что это».
Один выдающийся наш современник, русский хирург, рассказал мне такую историю. Нельзя сказать, чтобы он был очень верующим человеком. Однажды женщина, которую он оперировал и в которой он увидел совершенно не способную к исцелению человеческую плоть, через три года снова оказалась у него на операционном столе по совсем другой причине. Вновь вскрыв эту больную, он с удивлением и даже с ужасом обнаружил, что нет и следа той страшной разлагающей силы, злокачественной опухоли, – весь организм, пораженный метастазами, на этот раз оказался чистым. И тогда врач сказал: «Я не знаю, что это такое. Это превышает мои знания и мою способность понимать».
Но есть и другие люди, которые, соприкасаясь с чудом, говорят: «Этого не может быть». – «Почему?» – «Потому, что этого не может быть никогда и ни при каких условиях!» Люди, которые отвергают чудо, отталкиваются исключительно от той суммы знаний, которую накопило человечество, и от опыта, который они имеют, полагая, что нынешняя сумма знаний и их нынешний опыт покрывают все многообразие Божиего мира. Так, конечно, могут говорить только люди высокомерные, надменные, которые абсолютизируют знания человечества на современном этапе, думая, что этих знаний вполне достаточно, чтобы описать все и вся, и больше ничего не нужно. Мы знаем эти слова, вызывающие улыбку у разумных людей: «Наука доказала, наука решила». Проходит какое-то время, и оказывается, что наука опровергла то, что еще недавно считалось аксиомой.
Есть и еще одно восприятие чуда, когда человек, понимая разумом, что не способен объяснить то или иное явление, воспринимает это как руку Божию, как вмешательство Господа в нашу жизнь и в нашу историю. Вмешательство, которое как бы приостанавливает законы физического бытия и нарушает логику исторических событий, как-то было в случае с исцелением от холеры жителей Подольска, как-то было с сохранением этого храма от закрытия и уничтожения, как-то случилось с возрождением нашей Церкви.
Вот тогда возникает вопрос: почему же одни недоумевают, другие отрицают, а третьи принимают чудо Божие? Замечательные слова мы находим у Ефрема Сирина, который говорит: «Человеческое тело умирает, если не вкушает хлеба; человеческая же душа не может жить, не приобщаясь Божественной мудрости». А святой Василий Великий, говоря об этой мудрости, разъясняет: «Под мудростью разумею созерцание Сущего», то есть созерцание Бога. Это есть величайшая мудрость, превыше всякого естественного человеческого знания. Это та мудрость, которая вводит человека в соприкосновение с Сущим, с Богом, с Творцом вселенной, с Творцом законов, в силе и в воле Которого приостановить действие этих законов и изменить логику исторических событий.
А что же означает созерцание Сущего? Это означает, что каждому человеку дана возможность видеть Бога не своими физическими глазами, но зрением духовным. У одних это зрение более сильное, пронзительное, у других – слабое, притупленное. Некоторые, по слову апостола Павла, видят эту реальность как бы через тусклое стекло (см.: 1 Кор. 13:12), как люди, потерявшие зрение, которые с трудом различают лишь силуэты. Так и мы в круговерти нашей жизни, отвлекаясь на множество проблем и только изредка прибегая к молитве и к общению с Господом, как через тусклое стекло, словно мутными, больными глазами видим лишь некий силуэт, некий расплывчатый образ, который временами вообще скрывается из нашего поля духовного зрения. Тогда мы теряем веру и не чувствуем связи с Господом. Но мы должны помнить, что без духовной мудрости, которая открывает нам Божие присутствие в нашей жизни, душа перестает быть жизнеспособной и умирает.
Нельзя не увидеть присутствие Божие в чуде столь явном, как то, о котором мы сегодня здесь говорили, произошедшем в 1866 году. Страшная эпидемия холеры охватила город Подольск и прекратилась в один день, когда из Бронниц был принесен сюда чудотворный Иерусалимский образ Богоматери. Есть и другие чудеса, может быть, менее зримые, но реальные, среди которых в первую очередь все то, что произошло в XX веке с нашим народом. Разве это не Божие чудо, не знак Божиего присутствия в истории? Даже своим слабым духовным зрением мы можем что-то увидеть. Но если мы укрепляем себя в молитве, если молитва сопровождает нас по жизни, если мы вступаем в общение с Богом через участие в Таинствах Церкви, если мы открываем Богу свою душу, причащаясь Святых Таинств Сына Его Единородного, то мы прозреваем, и расплывчатое изображение иной реальности становится все более ясным. Мы начинаем созерцать если не Самого Сущего, по слову Василия Великого, то по крайней мере Его яркий и убедительный след в нашей собственной жизни, в истории нашего народа, в истории рода человеческого.
Если мы имеем это зрение, то нас не поражают даже Божии чудеса. Они становятся для нас обыденным, совершенно ясным по своей природе явлением. Тогда мы можем видеть эти большие и малые чудеса буквально каждый день своей жизни.
Собственно говоря, религиозный опыт человека и вырастает из этой внутренней, личной духовной жизни, без которой даже самое убедительное чудо не убеждает людей. Пятью хлебами и двумя рыбами насытил Господь пять тысяч человек (см.: Мф. 14:15–21). Можно себе представить это огромное скопление людей, которые собрались на склоне галилейского холма. Можно себе представить, что испытывали они в тот момент, когда были насыщены пятью хлебами и двумя рыбами. Но разве все они сохранили веру в то, что Иисус из Назарета, Который проповедовал им, является Мессией, Христом и Спасителем? Наверняка многие из них поддались соблазну, искушению, как мы сегодня сказали бы, пропаганде, и растворилось, исчезло из памяти это событие, перестало быть для них созерцанием Сущего.
Самое сильное основание веры – это наш внутренний духовный опыт, в котором мы должны возрастать, как возрастали наши благочестивые предки, как возрастали те, кто защищал этот храм, как возрастали те, кто в памяти своей сохранял чудо от Иерусалимского изображения Божией Матери, бывшее в городе Подольске в 1866 году. И да поможет нам всем Господь именно таким образом укреплять свою веру, и тогда будем видеть чудеса большие и малые и прославлять Господа, Который не оставляет народ Свой. Аминь».
 

№ 205 от
Московская Епархия