Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

Всем детям – равные возможности

Учеников коррекционных школ вернут в социум

фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

По новому закону «Об образовании» к 2016 году коррекционные школы для детей с особыми потребностями должны исчезнуть. В Московской области сегодня действуют 76 таких учебных заведений. В них учатся 8,5 тысячи ребят. На конференции «Коррекционное образование в Московской области» прояснились многие детали того, какие изменения ждут в ближайшее время ребят, их родителей и педагогов.
 

МЕНЯЕМ СИСТЕМУ
В ближайшее время вывески учебных заведений, гласящие о том, что они имеют статус коррекционных, будут сняты во всем Подмосковье, как унижающие достоинство тех, кто в них учится. Это требование времени. Использование в речи выражений «умственно отсталые» стало дурным тоном. Теперь мы говорим «дети с особенными
потребностями».
По статистике в Московской области количество особенных детей, имеющих те или иные проблемы здоровья или задержки психического развития, год от года не уменьшается. Они нуждаются в специальных программах обучения и развития. Из 8,5 тысячи таких ребят, проживающих в Московской области, одна тысяча — дети-сироты, две тысячи — дети– инвалиды.
Для таких детей существует 76 коррекционных образовательных учреждений, 57 из них принадлежат к так называемому восьмому виду, то есть предназначены для детей с задержкой психического развития.
— Тема создания программ для детей с ограниченными возможностями звучит сегодня сильно. Она актуальна, — считает первый вице-премьер правительства Московской области Лидия Антонова.
По ее мнению, та система образования и социальной поддержки, которая сложилась ранее, не в полной мере готова социализировать особенного ребенка и подготовить его к жизни в обществе.
— Выпускникам коррекционных школ непросто в сегодняшнем социуме. Дело в том, что все рабочие места требуют знаний, в том числе высокотехнологичных и компьютерных. Исходя из этого, наша задача — не просто модернизировать образование и социальную поддержку. Надо подумать о том, как модернизировать образовательную среду, — заметила первый зампред правительства области.
По мнению Антоновой, сегодня важно, чтобы среда, которая адаптирует ребенка к жизни в обществе, принимала его как можно раньше. Для этого нужно, чтобы родители такого малыша, в свою очередь, как можно раньше имели полную информацию о том, где они могут получить соответствующие обучающие программы для своего ребенка.
— Поэтому первое, чтобы мы должны делать, — это развивать среду, второе — готовить кадры, третье — менять формы деятельности. Сегодня в Московской области 22 центра помощи детям с особыми потребностями. В будущем они должны появиться в каждом муниципальном образовании, — добавила Лидия Антонова.

ГЛАВНОЕ — УВАЖЕНИЕ
Согласно новому закону «Об образовании», родители детей с особыми потребностями вправе выбирать школу и детский сад. Такие дети имеют право учиться вместе со своими обычными сверстниками. В то же время они, как и раньше, могут выбрать специальную школу.
По мнению декана факультета специальной педагогики и психологии Московского государственного областного университета, доктора психологических наук Ольги Усановой, сегодня существуют проблемы восприятия таких детей окружающими:
— Когда родители обычных детей узнают, что с их сыном или дочерью будет учиться особенный сверстник — инвалид-колясочник, ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата или с отставанием психического развития, то чаще всего они бывают против. При том, что сами дети в общении этой разницы не чувствуют. Им интересно вместе. Они помогают друг другу, учатся заботиться и взаимодействовать. Поэтому нужно готовить общество к тому, что разные дети должны жить и учиться не изолированными группами, а вместе, — считает психолог.
Кроме того, по мнению профессора Усановой, необходимо изменить подход к подготовке кадров для работы с особенными детьми. Для этого нужно показывать и трудности, и преимущества этой работы. Кроме того, создавая у студентов образ детей с ограниченными возможностями, обязательно акцентировать внимание на его положительных качествах.
Хороший опыт подготовки новых кадров для работы с особенными детьми уже сложился в Коломне, в Московском государственном областном гуманитарном институте. Его студенты в качестве волонтеров летом работали в двух коррекционных школах-интернатах – Колыческой и Белоомутской.
— Для нас было важно настроить волонтеров, — рассказывает проректор университета Сергей Коктюбенко. — Подготовка заняла месяц. В результате общение оказалось успешным. Студенты показывали детям интерактивные спектакли, где те могли становиться участниками игры на сцене. Все вместе изготавливали реквизит для общих выступлений. Играли в футбол, устраивали соревнования. После практики 95 студентов изъявили желание пойти работать в Колычевскую школу для особенных детей.

ОТ КОРРЕКЦИОННОГО К ИНКЛЮЗИВНОМУ
Сегодня 15 коррекционных школ Подмосковья входят в число инновационных учебных заведений, на равных участвуя в образовательном процессе с обычными школами.
И все же, по словам Лидии Антоновой, проблема многих школ для особенных детей в том, что они закрыты для социума. В то же время опыт совместной деятельности учеников коррекционных и общеобразовательных школ в Подмосковье уже есть. У двух таких учебных заведений есть даже общий план работы, который подразумевает проведение совместных мероприятий и занятий.
Есть в Московской области и другие наработки, которые помогут дальнейшему развитию системы образования для особенных детей. Повышенное внимание уделяется тем, кто остался без попечения родителей. По словам Лидии Антоновой, задача номер один — устроить как можно больше таких детей в семьи.
— В этом году решением губернатора значительно выросла сумма вознаграждения приемным родителям детей с особыми потребностями. Мы выплачиваем каждому родителю за каждого ребенка до 25 тысяч рублей в месяц. Отдельно выделяем средства для организации отдыха. Причем отдых оплачивается на всех детей в семье, а не только для приемных. Кроме того, по 20 тысяч рублей в год выделяется на приобретение жизненно необходимых предметов. С апреля этого года,  то есть с момента повышения выплат, 370 детей с отклонениями в развитии были приняты в приемные семьи.
Еще один уникальный проект — центр сопровождения замещающих семей, который строится в Серпуховском районе. Его строительство планируется завершить к сентябрю 2014 года. Рядом с центром возводится коттеджный поселок, в котором будут жить семьи, взявшие на воспитание детей с особыми потребностями.
Георгий Крюков, директор благотворительного фонда «Абсолют» и член экспертного совета Госдумы по вопросам специального образования, считает, что многие вопросы можно решать в рамках частно-государственного партнерства.
— Негосударственные структуры могут оперативнее реагировать на нужды времени. Наш фонд этим занимается. Допустим, нужны методики для работы с детьми того или иного заболевания. Мы можем опробовать их у себя на экспериментальной площадке. Если заработало, то можно внедрять дальше.
По мнению Лидии Антоновой, для детей с особыми потребностями в Московской области делается много. Существует 300 стипендий губернатора для детей-инвалидов. Второй год выделяются средства на создание в учебных заведениях доступной среды. Шесть учебных центров области готовы принимать у себя особенных детей и обучать их профессиям. Для этого там есть все условия.
— Сейчас мы начинаем работу в новом направлении. Через полгода можно будет подвести первые итоги, — подытожила Лидия Антонова.
 

Факт
Еще один уникальный проект – центр сопровождения замещающих семей, который строится в Серпуховском районе. Его строительство планируется завершить к сентябрю 2014 года. Рядом с центром возводится коттеджный поселок, в котором будут жить семьи, взявшие на воспитание детей с особыми потребностями.

Прямая речь
Лидия Антонова, первый вице-премьер правительства Московской области:
– первое, чтобы мы должны делать, – это развивать среду, второе – готовить кадры, третье – менять формы деятельности. Сегодня в Московской области 22 центра помощи детям с особыми потребностями. В будущем они должны появиться в каждом муниципальном образовании.


 

№ 201 от
Анастасия Орлова orlova@oblnews.ru