Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

Профилактика – не за счёт граждан

Должны ли жильцы многоквартирных домов быть сантехниками, электриками  и прочими мастерами на все руки? 

В приёмную депутата Госдумы, заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, генерал-майора милиции Татьяны МОСКАЛЬКОВОЙ приходит немало писем, в которых её избиратели жалуются на качество услуг, которые им оказывают управляющие компании ЖКХ. Редакция попросила Татьяну Николаевну прокомментировать эти жалобы.
– Согласно многочисленным отчётам, которые мы слышим с экранов телевизоров, можно решить, что реформа ЖКХ идёт полным ходом. Функционеры от коммунального хозяйства всех мастей признают несовершенство выбранной программы, но неустанно подчёркивают успехи в её реализации, достигнутые на пути приведения ЖКХ к уровню, соответствующему XXI веку. И тут вспоминается петровская истина о том, что рапортовать об успехах не следует, следует наглядно продемонстрировать отхожее место, каковое является самым наглядным показателем хорошего хозяина (читай, качественной системы ЖКХ).
Не будем рассуждать о тарифах – эта тема известна каждому. Постараемся разобраться в том, какие такие достижения дала нам упомянутая реформа. На уровне хозяина квартиры в многоквартирном доме, у которого есть та или иная потребность в услугах электрика, сантехника или иного специалиста. На самом деле измеримый успех достигнут реформой лишь один. Эксплуатирующие и контролирующие организации, равно как и административные учреждения, получили исчерпывающий инструментарий для законного оправдания собственной безответственности. Законодательная база, равно как и выработанные за годы реформ механизмы подлога, позволяют безнаказанно манкировать своими обязанностями, не оказывая населению необходимые услуги или оказывая их в ненадлежащем объёме и по завышенным ценам.
Возьмём, к примеру, самый распространённый в городах аспект ЖКХ – работу сантехников. За последний год только в мою приёмную как депутата Госдумы РФ было подано несколько десятков обращений с жалобами на поборы. Ежемесячно люди оплачивают услуги ЖКХ по квитанциям, в которых в числе прочего есть графа «Содержание и ремонт». Что же граждане в действительности получают за это? Оперативное реагирование на собственные нужды? Проведение предоплаченных, по сути, ремонтных работ по мере возникновения потребности? Замену изношенных коммуникаций?
На практике это выглядит следующим образом: приём заявок с позиции «мы делаем вам одолжение»; затяжной характер реакций на поступившие заявки; отсутствие у мастеров минимального набора типовых деталей, что приводит к неспособности устранить самые элементарные, но острые проблемы (аварии); поборы и незаконные требования об оплате услуг, оплата которых заранее включена в графу «Содержание и ремонт»; отсутствие профилактики.
Вот на этом, последнем пункте хотелось бы остановиться особо. Многие из нас ещё помнят, что такое плановый обход, но в реалиях изредка напоминает об этом только служба газа. Ни электрики, ни сантехники не утруждают себя плановыми работами. Так где же эти обходы! Неужели их отменили? Управляющие компании делают всё, чтобы скинуть с себя эту ответственность. «Забывают» о том, что именно они, а не владельцы квартир по-прежнему обязаны вести плановую профилактику.
Видимо, по их мнению, школьный учитель обязан разбираться в сантехнической инженерии. Все мы должны теперь быть сантехниками, электриками и прочими мастерами на все руки. Если же немного надавить на работников ЖКХ, то выяснится, что норма, вынуждающая обходить квартиры, всё ещё есть. И тут приходит на помощь универсальная фраза: «Вас не было дома, и вы не открыли дверь». И в подтверждение очевидный подлог с журналом обхода. Система подлогов отлажена до мелочей, а заваленные делами суды не хотят разбираться в обстоятельствах «заливов» и «пожаров», с радостью принимая те аргументы, которые приносят в суд администрации и эксплуатирующие организации.
Вообще же, перед лицом любых проверок или суда потребитель остаётся одинок. Сантехники, представители администрации, работники диспетчерской и руководители управляющих компаний сплачиваются против потребителя.
Вывод из всего этого напрашивается простой: потребность в подлинной реформе ЖКХ сегодня неоспорима. 

№ 220 от
Записал Пётр ИВАНОВ