Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

…Плюс модернизация ЖКХ

Область будет укрупнять коммунальные предприятия и контролировать  управляющие компании 

Модернизация ЖКХ давно и прочно стала синонимом слова «бесконечность». Если на заводе можно поставить новый станок, увеличив тем самым в два раза количество произведённой продукции, и отчитаться – модернизировались! – то ЖКХ у нас будет обновляться ещё не одно десятилетие. Слишком много, как говорят специалисты, «станков» нужно поменять в системе, чтобы получить результат.
Между тем в стратегии социально-экономического развития Московской области до 2025 года приоритетным направлением развития ЖКХ обозначена как раз эта самая долгоиграющая модернизация жилищно-коммунальной сферы. Учитывая, что добрая половина предприятий коммунального комплекса у нас сегодня убыточна, а тарифы, хоть и именуются экономически обоснованными, но поднимать-то их выше заранее заданного процента не дают, возникает вопрос: за счёт чего модернизировать будем? И много ли успеем к 2025 году?
Закон о местном самоуправлении не только наши территории поделил на районы, городские округа и поселения. Он поделил и коммунальную инфраструктуру тоже. И сегодня есть, например, Подольск, где плотность населения очень высокая, а длина коммунальных сетей небольшая, и обслуживать их несложно просто за счёт оборота, и есть Сер­гиево-Посадский район, одному из поселений которого досталась такая котельная, что её содержание местному бюджету попросту непосильно. Есть Мытищи, где на базе теплосети создали крупное акционерное общество, собрав воедино множество коммунальных объектов как городских, так и сельских, и содержание убыточных предприятий вытягивают прибылью в целом по холдингу. И есть опять же Сергиево-Посадский район, где об объединении ЖКХ даже в отдалённой перспективе не говорят, потому что главы поселений и по менее глобальным вопросам договориться не могут. И если просто обслуживать сети – читай, латать дыры – худо-бедно можно только за счёт тех платежей, что собираются с населения, то под модернизацию нужно привлекать дополнительные средства. Областной бюджет финансировать коммуналку не может и не должен – с какой стати, если у нас 99% жилья находится в частной собственности и население оплачивает 100% коммунальных услуг, то есть с государством вроде бы и в расчёте? Значит, единственный путь к модернизации – это кредиты. А под что их брать, если коммунальное предприятие работает с убытками?
Существует ещё одна проблема. Сегодня и с управлением жилым фондом не всё гладко. 20% управляющих компаний – это данные по стране – так или иначе оказались замешанными в финансовых махинациях. Платежи с населения собирают исправно, а с поставщиками энергоресурсов рассчитываются не всегда вовремя и не всегда в полном объёме. Кто-то даже умудряется фирмы-однодневки создавать и «уводить» туда коммунальные платежи. Потому что контроля за управляющими компаниями нет никакого. Это частные предприятия, выбранные жителями для управления домами. Причём даже у предприятий, ориентированных на честную и качественную работу, порой возникают проблемы. По той простой причине, что достаточный для управления опыт есть не у всех. А откуда ему взяться? Откуда у нас появились сотни предприятий, способных высокоэффективно управлять коммунальным комплексом? Это же сверхсложная работа, тут и финансы, и бухгалтерия, и довольно специфический менеджмент… Вот взять ту же Мытищинскую теплосеть – на сотни предприятий она не дробилась, люди, которые там работают, занимаются ЖКХ давно. Они сами 80% внутридомовых счётчиков в городе уже поставили, потому что понимают, что такое эффективное управление коммунальным фондом. Им эти счётчики нужны ничуть не меньше, чем населению. А какая-нибудь мелкая вновь созданная управляющая компания, у которой опыта ноль целых ноль десятых, будет сидеть и ждать, пока население осмыслит всю важность и нужность приборов учёта.
Жилищно-коммунальное хозяйство 2025 года – это экономически обоснованные тарифы, относительно небольшое количество крупных профессиональных коммунальных предприятий и контроль государства за работой управляющих компаний. Если рост тарифов всё время сдерживать, а цены на энергоносители – нет, как это происходит сейчас, можно любое коммунальное предприятие довести до банкротства. Если мелкие предприятия не объединять в холдинги, они так и будут кочевать из убытков в убытки. Если не будет контроля за управляющими компаниями, сегодняшние 20% недобросовестных завтра легко могут превратиться в 40. И никакая модернизация сферы ЖКХ тут и рядом не стояла.
В Подмосковье первые шаги к намеченным в стратегии целям уже сделаны. Создано акционерное общество, которое будет собирать под своё крыло мелкие убыточные коммунальные предприятия. Сами они останутся в ведении того района, города или поселения, которому принадлежат и сейчас, а вот управление ими будет осуществлять акционерное общество. Тем самым и убытки снивелируются за счёт общего оборота, и тарифы у тех, кто вступил в состав ОАО, станут едиными – а это тоже одна из наших целей в сфере ЖКХ. Но главное – чем крупнее получится в итоге коммунальное предприятие, тем легче будет ему привлекать средства на модернизацию. На замену труб, реконструкцию котельных и водозаборных узлов.
Плюс в регионе сейчас создаётся единый информационно-расчётный центр для контроля за коммунальными платежами. Он в ежедневном режиме будет отслеживать движение денег на счетах управляющих компаний. А будет порядок с деньгами – пойдёт и модернизация.
 

№ 206 от
Ирина РЫБНИКОВА