Онлайн версия № 100 5 июня 2014
Общественно-политическая газета – официальное издание. Содержит областные законы, постановления и распоряжения губернатора, правительства Московской области и Московской областной Думы. После публикации в газете документы вступают в силу.

ЗАТО процесс пошёл

В городском округе Власиха бывшее военное имущество оперативно передано в муниципальную собственность
В 2009 году военный городок Одинцово-10 был преобразован в закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) Власиха. Такой статус позволяет военным городкам, с одной стороны, оставаться закрытыми,
а с другой – даёт возможность сформировать органы местного самоуправления, которые занимались бы социальным развитием территории. То есть всем тем, что не входит в прямые обязанности министерства обороны, в ведении которого находится городок.

– Такие территории, как наша, раньше на карте обозначались белым пятном. У нас не было топосъёмки, геоподосновы. Сейчас в границах жилой зоны мы её сделали, готовим генплан территории, – рассказывает глава городского округа Ольга Агафонова. – Мы сформировали нормативную базу, сделали территориальную основу, разработали  программу социально-экономического развития. Впервые в истории у Власихи появился собственный, местный бюджет. 
Параллельно шёл процесс передачи имущества от министерства обороны муниципалитету. За прошедшие два года в муниципальную собственность было переведено 200 объектов недвижимости. В первую очередь это жилые дома, инженерная инфраструктура, автомобильные дороги, соцкультбыт, торговый центр, стадион, а также сады, школы и многое другое.
Список большой, и по российским меркам переданы объекты были сравнительно быстро. Более того, это вообще единственный пока в Подмосковье пример столь оперативного и относительно безболезненного перевода бывшего военного имущества в ведение муниципальных властей. А ведь именно тут кроется причина бедственного состояния многих военных городков, о чём наша газета писала уже неоднократно.
Суть в том, что задачи социально-экономического развития для министерства обороны являются несвойственными, средства на их решение выделяются недостаточные. И если в действующих закрытых военных городках они, эти задачи,  всё-таки как-то исполняются, то в тех, от которых Минобороны отказалось, дела обстоят не лучшим образом. Десятки тысяч людей здесь годами живут, мягко говоря, в спартанских условиях – терпят перебои с отоплением и водоснабжением, протекающую кровлю, обшарпанные стены подъездов, разбитые дороги. Их дети ходят в школы и сады, давно или вообще никогда не знавшие ремонта. И хорошо ещё, если они есть. А ведь и этого далеко не на всех хватает.
Выходом из ситуации и является передача невоенного имущества и земли под ним в ведение муниципальных властей, приватизация квартир, выбор управляющих компаний. Словом, всё то, что уже сделано и худо-бедно работает во множестве обычных городских округов нашей страны. Но по разным причинам передача имущества хоть и идёт, но медленно. Некоторым бывшим военным городкам потребовалось 20 лет, чтобы полностью перейти на местное самоуправление. А многие и в настоящее время всё ещё «в пути». На сегодняшний день по-прежнему большая часть имущества этих городков находится в собственности министерства обороны.
У Власихи статус особенный – это действующий военный городок, здесь находится штаб управления Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН). Но процесс передачи имущества от этого не делается менее актуальным и легче не становится. При этом оказывается, что управиться можно достаточно быстро, было бы желание.
Дело, что называется, пошло во многом благодаря позиции командования штаба управления РВСН, которое само инициировало передачу имущества муниципальным властям. Помимо этого, нужно отметить активность нового главы и помощь областного правительства.
По словам Ольги Агафоновой, по многим аспектам передачи имущества Мин-обороны поначалу отсутствовал регламент. Только в прошлом году вступил в силу Федеральный закон № 423, который определяет порядок передачи военного недвижимого имущества, в том числе земли, в собственность субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. А до этого руководство новоиспечённого ЗАТО вместе с Мособлдумой и правительством Московской области на своём уровне вносило предложения по разработке соответствующей нормативной базы и изменению законодательства. Благодаря этому лёд, наконец, тронулся.
Но одно дело передать, а другое – привести в порядок вверенное имущество. За десятилетия недофинансирования большинство зданий пришли в ненадлежащий вид. Как снаружи, так и изнутри. Требовался текущий и капитальный ремонт, а в отдельных случаях - модернизация или реконструкция. Была изношена инженерная и транспортная инфраструктура. За это и принялись в первую очередь.
При этом на ремонт и реконструкцию пошли не только собственные средства муниципалитета, но и поступления из областного и федерального бюджетов. А это стало возможным благодаря статусу ЗАТО. Ранее, поскольку военный городок был в ведении министерства обороны, финансирование он мог получать только из федерального центра. А теперь – и из бюджетов других уровней, что даёт местному самоуправлению гораздо больше возможностей.
В 2011 году здесь был проведён ремонт переданных в муниципальную собственность объектов коммунальной инфраструктуры и жилого фонда. Меняли трубы, ремонтировали крыши, благоустраивали территорию. Помимо этого, по сути, полностью отреставрировали бывшие в плачевном состоянии школу и детский сад. Отремонтировали и дороги, на что пошли средства соответствующей областной программы.
– В августе прошлого года мы приняли дороги и уже в том же месяце смогли половину из них капитально отремонтировать, – рассказывает Ольга Агафонова.
Говоря о наполняемости местного бюджета, она отметила, что собственные средства составляют около 35 процентов от общей суммы. Остальное – это субсидии, субвенции и дотации из федерального и областного бюджетов, в том числе и на развитие инфраструктуры. Причём собственный доход в основном ограничен поступлением налога на доходы физических лиц, прежде всего военных, с их высокими сегодняшними денежными доходами.
Тут кроется ещё одна проблема бывших военных городков или вот таких ЗАТО. У них нет собственных доходов. Мало того, что из-за присутствия военных здесь имеются определённые ограничения на ведение бизнеса, что препятствует развитию предпринимательства, так ещё и земельный налог - значимая статья дохода других образований - для них зачастую закрыт. Для этого нужно передать муниципалитету землю. Что касается Власихи, то тут пока что переданы только объекты недвижимости. И это тормозит социальное развитие городка.
– Реконструкция и ремонт любого объекта предполагают оформленные земельные отношения. Без этого мы не можем начать, например, строить детсад, который сегодня остро необходим, или школу, на которую уже запланированы средства областного бюджета. Поэтому реализация Федерального закона № 423 – самое главное для нас в этом году. Нужно отмежевать и размежевать землю и в обязательном порядке передать её из федеральной собственности в муниципальную. Иначе тупик – дальше развития нет, – считает Ольга Агафонова. И добавляет, что за год надеется со всем этим управиться.
Своей задачей на этот год она в том числе считает разработку системы муниципальных правовых актов, которые обеспечат организацию градостроительной деятельности в городском округе. В результате будут приняты правила землепользования и застройки и местные нормативы градостроительного проектирования. Уже готово несколько вариантов территориального планирования Власихи, разрабатывается генеральный план.
Получается, что руководству городского округа нужно готовить практически столько же документации, как если бы строился новый микрорайон в чистом поле. А здания и сооружения при этом уже имеются. Что и говорить, процесс передачи имущества сложный. И опыт Власихи в этом вполне бы мог пригодиться для многих бывших, а возможно, и действующих военных городков нашей страны.


 

№ 43 от
Александр ПАНИН